Классы особого назначения

«Поступить в ФМШ непросто, а учиться в ней — ещё сложнее, но я научилась терпению в течение этих двух лет». «Талантливые дети в ФМШ получают возможность проявить себя. Главное — не лениться». «Мы не только получаем знания, но и знакомимся с интересными людьми». (Отзывы первых выпускников физико-математической школы при СФУ, 2013 г.).

СФУ реализует проект ФМШ при поддержке Правительства Красноярского края и Главного управления образования Красноярска с 2011 года. Ежегодно в элитные классы, созданные на базе лицея № 7 и гимназии № 13 Красноярска, набирают 55 лучших выпускников 9-х классов из школ края. Иногородним университет предоставляет места в современном комфортном общежитии.

В 2013 году состоялся первый выпуск учащихся ФМШ. Треть ребят (35%) закончили обучение на «отлично» по всем предметам. 34 человека поступили в СФУ, из них 10 — в Институт математики и фундаментальной информатики, 6 ребят приняты в МГУ, МИФИ и МГТУ. Ещё двое — уехали получать высшее образование в Чехию и Канаду.

— В этом году мы ожидаем ещё более высокий конкурс на поступление в ФМШ, потому что первый выпуск доказал — такая форма обучения очень эффективна, — говорит начальник отдела программ и проектов Управления профессиональной ориентации и координации довузовской подготовки СФУ Ирина ПАХАЛЬЧУК. — Средний балл ЕГЭ у наших ребят по профильным предметам превышает не только красноярский показатель, но и общероссийский и составляет более 80. Это очень хорошо! Поэтому дети поступили туда, куда хотели, а наш университет получил 70% выпускников ФМШ. Кстати, начиная с 2013 года лучшим студентам (средний балл ЕГЭ — 91) из числа выпускников физико-математических классов (ФМК) в течение первого года обучения СФУ выплачивает надбавку к государственной академической стипендии в размере 5000 рублей ежемесячно.

Лучшие учащиеся ФМШ, как и студенты, получают стипендию за счёт средств ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва». Во время занятий в университете для школьников организовано горячее питание.

— Это талантливые и целеустремленные дети, они учатся друг у друга, с интересом осваивают знания за пределами школьного уровня, — рассказывает классный руководитель и учитель математики ФМК гимназии №13 Галина РОЩИНА. — Что касается организации учебного процесса, то стараемся идти в ногу с преподавателями СФУ. В школе проходим с ребятами программу углублённого изучения математики и физики, а в университете с ними решают олимпиадные, нестандартные задачи. Один день в неделю ребята занимаются в СФУ: привыкают к атмосфере федерального вуза, пользуются его лабораторной базой.

С учащимися физико-математических классов — выпускниками этого года мне удалось встретиться и поговорить в один из четвергов в стенах университета. В перерыве между лекциями они собрались в первом «колодце», чтобы сделать общее фото на память. До «последнего звонка» — считанные дни.

— По окончании школы буду поступать в СФУ, — делится Настя ЗАХАРОВА (гимназия № 13). — За два года мы все перезнакомились и подружились. Я благодарна учителям математики своей гимназии, очень добрым и чутким — Татьяне Феликсовне ЩЕПАНОВСКОЙ и Галине Александровне РОЩИНОЙ. Благодаря их совету я поступила в ФМШ и нисколько не жалею.

— В 15 лет я думал, что вообще гуманитарий, но когда поступил в ФМК, и моя жизнь наполнилась математикой и физикой, то понял, что ошибался, — признаётся Иван БАЛМАЕВ (гимназия № 13). — Школа дала очень многое в плане знаний, и в плане дисциплины. Чтобы здесь учиться, надо выдерживать темп, иметь серьёзный волевой характер. К концу 11 класса мы уже привыкаем к этому темпу. Считаю, что мне очень повезло, потому что я писал научную работу под руководством учёного с мировым именем, доктора физико-математических наук, профессора Августа Карловича ЦИХА и получил опыт публичных выступлений.

— Есть ли свободное время и как ты его проводишь?

— Три раза в неделю плаваю в бассейне «Политехник», иногда играю в футбол. Каждое лето занимаюсь спортивным туризмом, уже побывал в Саянах.

— Решил, куда будешь поступать?

— Либо в СФУ, либо в МГТУ им. Баумана, надеюсь, при поступлении мне поможет победа в Межрегиональной физико-математической олимпиаде школьников «Надежда энергетики».

— Я планирую поступить в Бауманку, — подключается к разговору Иван АРИСКИН (лицей № 7). — Мечтаю в будущем заниматься робототехникой, создать робота-помощника, доступного всем слоям населения, подобно тому, как Стив ДЖОБС когда-то создал персональный компьютер. В Красноярске тоже неплохо учат робототехнике, но здесь, к сожалению, нет предприятий по моей будущей специальности. Я общался с выпускниками — с высшим образованием они ставят сигнализации на автомобили. Вот было бы предприятие — не пришлось бы уезжать, тогда с удовольствием учился бы в СФУ.

Чтобы сын развил свои способности к точным наукам и поступил в ФМШ, родители Ивана Арискина два года назад переехали из села Козулька в краевой центр. Теперь семья живёт в микрорайоне Северный, откуда Иван каждый день ездит в лицей №7, расположенный в Железнодорожном районе Красноярска.

А вот Игорь СИЛАЕВ каждый день добирается до гимназии № 13, что в Академгородке, из микрорайона Солнечный:

— Два года назад мне пришло письмо с приглашением поступить в ФМШ. Сдал вступительный экзамен, и меня приняли, к счастью. Тогда мне было 16 лет, теперь — 18, я набрался знаний, многое понял в жизни, созрел для того, чтобы принимать самостоятельные решения. Хочу учиться дальше в выбранном направлении.

В 2014 году обучение в ФМШ СФУ завершают 50 учащихся, из них 14 отличников (28%). Более 60% выпускников планируют поступить в СФУ на инженерные специальности и направления, связанные с изучением математики, физики, информатики.

Среди нынешних выпускников есть победитель Всероссийской олимпиады по программированию, призёры и лауреаты других профильных всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов.

— В нашей гимназии специализированные классы по физике и математике уже лет 20 существуют, но о научной работе не было и речи, и в этом плане учёные СФУ оказывают неоценимую помощь, — считает Галина Рощина. — Работать с нашими ребятами одно удовольствие, и мы у них тоже многому учимся. Случалось, что дети, показавшие высокий рейтинг на вступительном испытании, потом были не столь успешными. И наоборот — те, кто по рейтингу уступали, потом резко вырывались вперёд. Помню, среди кандидатов на поступление была Настя МАШКО, мы долго думали: брать её или нет? На олимпиадах по физике и математике — ни одной победы, в портфолио только грамоты за первые места… по мини-футболу. Взяли. И вот результат — она стала призёром олимпиады МФТИ по математике и физике, учится на пятёрки по данным предметам. И это не единичный пример. Паша ВАРЛАМОВ не прошёл по рейтингу при формировании класса, мы его приняли кандидатом. У юноши было огромное желание учиться! И в этом году, занимаясь под руководством доктора физико-математических наук, профессора кафедры теории функций СФУ Евгения Константиновича ЛЕЙНАРТАСА, он стал победителем X Всероссийской научно-технической конференции «Молодёжь и наука», проводимой в СФУ. «Звёздочек» ещё нужно уметь разглядеть и протянуть им руку помощи.
В этом году экзамен на поступление в физико-математическую школу пройдёт 11 июня. Сейчас для школьников края университет проводит бесплатные консультации по физике и математике. После экзамена по рейтингу отберут самых лучших.

— Как правило, конкурс для иногородних участников и для местных — разный. Среди иногородних больше желающих поступить (конкурс доходит до 9 человек на место), но ограничено количество мест в общежитиях, — поясняет Ирина Пахальчук. — Нынче мы набираем всего 10 иногородних школьников.

В этом году впервые заявки на экзамены в ФМШ прислали не только учащиеся Красноярского края, но и Челябинска, Новокузнецка, Новосибирска, есть представители Ямало-Ненецкого автономного округа. Вполне возможно, краевой проект расширит свои рамки.

— Мы уже второй год подряд вывозим ребят в Москву на тренинг по подготовке к олимпиадам, — продолжает Ирина Пахальчук. — У нас есть группы по математике, физике и информатике, состоящие из ребят, способных мыслить нестандартно, именно такое мышление и востребовано при решении олимпиадных задач. В этом году, например, призёром регионального конкурса научных работ школьников «13 элемент. ALхимия будущего» стал Григорий НАЙДЁНОВ, писавший научную работу под руководством Августа Карловича Циха.

С ребятами занимаются не только корифеи, профессора, доктора и кандидаты физико-математических наук. Одарённые студенты и магистры СФУ отлично готовят ребят к олимпиадам, это отмечали и школьные учителя.

— Я веду кружок в ФМК лицея № 7 по олимпиадной математике, — говорит Никита РАВЧЕЕВ, студент второго курса магистратуры СФУ. — С ребятами работать легко. Некоторые из них могут заметить даже то, что и я быстро не вижу. Такой проницательностью отличается Александр ЛАКТИОНОВ, неоднократный призёр олимпиад, проходивших в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, очень разносторонне развитый парень. Не уступает ему Александра ЛУНИНСКАЯ — тоже призёр российских, региональных и краевых олимпиад по математике и физике. Кружок в лицее № 7 работает уже более 15 лет, и отсюда вышло немало будущих победителей олимпиад. Я считаю, что серьёзная работа с детьми по физике и математике должна начинаться не с 10-го, а в идеале с 5-го класса.

— Для развития детей более раннего возраста (с 5-го по 9-й класс) вот уже второй год университет проводит олимпиаду по физике и математике «Бельчонок», — добавляет Ирина Пахальчук. — В ней участвуют порядка 6 тысяч детей. Чтобы подготовить к олимпиаде младших школьников, мы выезжаем летом в лагерь «Зелёные горки», где наши преподаватели читают ребятам лекции, проводят для них мастер-классы, учат писать научные работы. Надеемся, что дети, вышедшие из «Бельчонка», подрастут и обязательно поступят к нам в СФУ.

— Ирина Владимировна, какие традиции уже сформировались в ФМШ?

— В нашу жизнь активно вошли социальные сети. «ВКонтакте» создана группа ФМШ. При необходимости преподаватели высылают задания учащимся индивидуально. Там жизнь кипит! Ребята размещают фото и видео, идёт живое общение. Выпускники прошлого года уже стали студентами, они делятся опытом с младшими, что-то советуют.

Мы регулярно два раза в год выезжаем на различные двух- и трёхдневные тренинги за город. Вывозим классы на экскурсии к работодателям — в ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» и на Красноярский радиозавод. Кроме того, проводим общеуниверситетские и выездные фестивали и привлекаем ребят к проведению мастер-классов для детей других школ. Например, в прошлом году на форуме «Одарённые дети», проходившем в краевом Дворце пионеров и школьников, наши одиннадцатиклассники проводили выставку «Физика и детская игрушка». Они рассказывали своим сверстникам о физике действия различных игрушек, вплоть до роботов. Ещё практикуем физико-математические турниры между учащимися ФМК и школами города и края.

Главная традиция — ежегодно после торжественной линейки 1 сентября все учащиеся ФМШ — ребята из разных школ и городов, учителя, преподаватели и классные руководители — выезжают на три дня на базу отдыха, где знакомятся друг с другом, погружаются в свои любимые предметы: физику и математику. Есть в этих поездках и театр, и спорт, и песни под гитару у костра, словом — романтика!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы