Вернулись из забвения…

История четвёртая

В Красноярске есть группа энтузиастов, которые разыскивают места разбившихся в период Великой Отечественной войны на территории края самолётов и устанавливают на месте падения памятные знаки. Об истории поисков наша газета неоднократно писала. Минувшее лето принесло поисковикам свои плоды, о чём — очередной материал «Хроник пикирующих бомбардировщиков».

27 июля 1943 г. при перегоне Красноярск–Омск потерпели катастрофу экипажи сразу трёх самолётов 9-го перегоночного авиаполка. Один — около железнодорожной станции Кача, экипаж младшего лейтенанта Михаила ПОРОХИНА. В сплошной облачности самолёт свалился в штопор с небольшой высоты, при ударе о землю самолёт и экипаж сгорели.

Второй — в 4 км северо-западнее станции Зеледеево, командир звена лейтенант Михаил ЕРМОЛОВ. Здесь самолёт на низкой высоте зацепил деревья, отрубил консоль правого крыла, ударился о землю и разрушился. Командир погиб, а стрелок-радист Иннокентий ЮМАШЕВ был выброшен из кабины и остался жив. Третий самолёт — «Аэрокобра» лейтенанта Аркадия КОЛЬЦОВА — пропал без вести.

О том трагическом перегоне в сложных метеоусловиях мы писали в номерах газеты от 21.11.2013 и 20.02.2014.

Место гибели лейтенанта Ермолова было установлено достоверно.

Потом были найдены обломки самолёта, поначалу ошибочно принятые за обломки самолёта младшего лейтенанта Порохина. Благодаря внимательности и «нюху» инженера-исследователя, старшего преподавателя петрофизической лаборатории ИНиГ СФУ Александра МАТВЕЕВА, который с группой соратников разбирался с этой катастрофой, был из небытия возвращён экипаж самолёта младшего лейтенанта ПРИБЫТКОВА, погибший в этом месте ещё до войны. Исковерканные и обожжённые детали самолёта СБ приняли за «американца» А-20. Так бывает… А Порохина тогда так и не нашли, никак не давался поисковикам этот самолёт.

Обломки

Обломки

Помогло то, что по телевидению местные садоводы увидели сюжет о перезахоронении экипажа капитана СТЕПАНОВА, погибшего 27 мая 1943 г. в районе станции Крючково. СМИ нас и соединили. Вера Владимировна САЛОМАТОВА и Павел Иванович ЛАЗАРЕНКО сообщили, что им известно место в тайге за дачным массивом на Водоразделе, где до сих пор разбросаны обгоревшие детали неизвестного самолёта. Павел Иванович согласился быть проводником.

С 12 по 22 июня поисковая группа провела три экспедиции в тайгу, в район Водораздельного хребта. В результате экспедиций было обнаружено место падения бомбардировщика A-20G «Бостон».

Обследовав место катастрофы, детали самолёта, изучив архивные документы, мы окончательно убедились, что это тот самый, никак не дававшийся ранее «Бостон» младшего лейтенанта Порохина, потерпевший катастрофу из-за сплошной облачности и потери ориентирования. Бомбардировщик врезался в землю практически вертикально, кабина была смята, самолёт развалился от сильного удара. Все обломки были расположены очень компактно и частично закрыты лесной подстилкой и растительностью. Металлоискатель буквально «сошёл с ума», так как плотность обломков была такова, что они образовали сплошной слой под дёрном толщиной примерно 10-15 сантиметров на участке 25 на 30 метров. Было ощущение, будто самолёт вколотили в пятачок земли. На месте удара самолёта до сих пор воронка — там были обнаружены разорванные взрывом магазины от пушек, установленных в носовой части.

Магазин 20 мм пушки

Магазин 20 мм пушки

Самолёт был сильно повреждён взрывом и пожаром, подвергся многолетнему разграблению охотниками за металлом. Сохранились стойки шасси, протектированные бензобаки, противопожарные перегородки двигателей, три бронеплиты кабины пилотов, множество гильз от разорвавшихся пушечных снарядов и пулеметных патронов. Обнаружилось много мелких деталей: элементы радиостанции (даже радиолампы!), приборов из кабины пилота, двух парашютов и привязных ремней.

Расстёгнутые замки ремней указывали на то, что погибших лётчиков всё же достали из самолёта и, возможно, похоронили где-то в районе падения. Пока, к сожалению, место предполагаемого захоронения обнаружить не удалось.

22 июня 2014 года по инициативе председателя садоводческого товарищества и нашего проводника Павла Ивановича Лазаренко местные жители и садоводы решили почтить память погибших лётчиков. Около 10 часов утра на площади дачного посёлка собрался народ, и большая группа людей двинулась в лес. Павлом Ивановичем заранее была проложена тропа к месту катастрофы. Почти два километра по лесу и болоту до места катастрофы шли притихшие садоводы, от мала до велика, самому младшему — 5 лет, самой старшей — 85, причём бабушка так здорово поднимала боевой дух своими шутками-прибаутками, что даже самые уставшие приободрялись.

Поисковики — два Александра, Матвеев и АСТАХОВ — рассказали о том, что произошло здесь во время войны, ответили на вопросы, которых было множество. Жители были удивлены; оказывается, большинство впервые слышало о перегоне самолётов, о знаменитой трассе «Аляска-Сибирь»... На собранные в пирамиду обломки самолёта возложили гирлянду из елового лапника с траурной лентой и почтили память пилотов минутой молчания.

А 13 сентября курсанты Военно-инженерного института СФУ выехали на место катастрофы и провели дополнительные раскопки. На месте падения самолёта в торжественной обстановке был установлен памятный знак.

А наши поиски будут продолжены. Не найдена ещё «Аэрокобра» лейтенанта Кольцова и остатки самолёта «Бостон» сержанта СМЕТУХИНА. Эта катастрофа произошла 3 марта 1943 г. во время учебного полёта. В районе ст. Минино самолёт свалился в штопор, на выходе из него ударился в землю. Самолёт разбился, члены экипажа — пилот Василий Сметухин, штурман Капитон ПЕЧЕРИН, стрелок-радист Часных — погибли и похоронены на месте катастрофы.

Это место и предстоит найти…

Вячеслав ФИЛИППОВ, Военно-инженерный институт

Похожие материалы