Своё дело на Севере

Попасть в Туру можно или по Енисею и Нижней Тунгуске, или на самолёте. Прождав в аэропорту Емельяново 6 часов (рейсы по метеоусловиям Туры задерживались), мы всё же прибыли в столицу Эвенкии на французском турбовинтовом самолёте ATR-72 авиакомпании Nordstar.

Эвенкия — территория размером в полторы Франции, при этом здесь всего 23 посёлка с общим населением 16 183 человека. Ехать из одной деревни в другую в среднем двое суток. Если в плохую погоду — может занять неделю.

Аэродром Тура-Горный находится в 15 км от столицы Эвенкии. Раньше в Туру от аэропорта пассажиров доставлял вертолёт. Понятно, почему аэродром расположен на горе. Здесь всегда солнечно и температура комфортная — зимой в среднем минус 35. При такой температуре в низине обычно стоит густой туман.

Именно в Туре прошла школа «Предпринимательство в действии» в рамках программы дополнительного образования для круглогодичных школ интеллектуального роста. Авторы и организаторы школы — Н.В. АНАНЬЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга ТЭИ СФУ, и директор НИЦ МПРТиУ ТЭИ Л.В. ИВАНОВА. Целевой группой обучения стали учащиеся 8-11 классов из посёлков Тура, Ванавара, Тутончаны, Байкит, приехавшие в сопровождении своих учителей.

Занятия проходили в здании школы-интерната, где живут и учатся дети. Аудитория, для занятий оказалась оборудована на высоком техническом уровне: компьютер, цветной принтер, наличие Интернета (что позволяло оперативно находить и наглядно представлять информацию и задания), интерактивная доска...

Содержание проводимой школы «Предпринимательство в действии» направлено на развитие у школьников деловых качеств, умения работать в команде, способности к максимальной самореализации, креативности и других качеств, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. Помимо этого в процессе обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать своё собственное дело. Процесс обучения кардинально отличался от традиционного.

Основной принцип занятий — стимулировать учащихся к самостоятельной работе. Этому способствовало проведение викторин, конкурсов и выполнение задания типа кейс-методов. Школьники знакомились с содержанием кейса самостоятельно, затем проводился опрос на понимание содержания кейса, школьники распределялись по микрогруппам (4-6 человек). Группа обсуждала содержание кейса и выделяла человека, представляющего решение группы. Презентация проходила в устной форме, но должна была быть наглядной. Присутствовали и элементы ролевых игр. Затем проводилось обобщение полученных результатов. Всё это способствовало развитию коммуникативных навыков школьников, учило их вести дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов

Основной принцип обучения через предпринимательство — стимулировать учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных практико-ориентированных проектов, важных для каждого района, города, села. Так, среди всем известных видов предпринимательской деятельности, которыми ребята хотели бы заниматься (таких как автомастерские, магазины, частные детские сады), они предлагали и весьма необычные — например продажа льда. В Эвенкии, как и у нас, ценят экологически чистую воду, только там не заказывают бутыли, а просто выпиливают воду из реки. Кубики льда размером с телевизор можно увидеть и в жилых домах, и в учреждениях.. Вообще же выбор своего дела здесь достаточно осложнён географическим положением посёлков и климатическими условиями Эвенкии.

Обучение в школе прошли 35 человек. Все они получили сертификаты, а 12-ти школьникам-победителям в торжественной обстановке были вручены дипломы и ценные подарки.

Вот лишь некоторые отзывы.

Роман РОТТ, учащийся: «Курс включал много интересного. Много общались с преподавателями и познакомились со всеми ребятами. Узнал очень много новых для себя терминов, которые мне пригодятся в дальнейшем обучении».
Михаил ТЕСЛЕНКО, учащийся: «Все было интересно и познавательно. Очень понравилось, что во время обучения была не только теория, но и игры, викторины. Преподаватели рассказывали очень увлекательно и эмоционально. Хочется ещё раз их увидеть».

Роман Викторович ЖИТОВ, сопровождающий группы Ванаварской средней общеобразовательной школы: «Особо ценен тот факт, что программа дополнительного образования по предпринимательству не была ограничена форматом стандартных семинаров и лекций, а отличалась интерактивностью и индивидуальной направленностью. Сложные экономические термины и нюансы рыночных взаимоотношений раскрывались посредством интеллектуальных игр и викторин, что, безусловно, повышает качество усвоения пройденного материала».

Л.В. ИВАНОВА