Победа твоими глазами


Что для вас значит ТА САМАЯ война? При этом вопросе у каждого из нас — тех, кто её не видел — перед глазами возникает своя картинка. У одних это кадр из фильма «В бой идут одни старики», у других — потёртая фотография с фронта, третьи вспоминают рубленые дедовы шрамы. Так или иначе, но это всегда свой образ.

Из-за свойства глубоко врезаться в память и трогать за живое и стали так популярны конкурсы плакатов, которые работают с этими образами, усиливая их слоганами. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне такие конкурсы объявили в больших и малых городах нашей страны, даже в Донецке и в русской школе в Ирландии. В СФУ выставка плакатов ко Дню Победы проходит уже не первый год, и эту работу по традиции доверяют студентам Института архитектуры и дизайна. Со столь важной темой не шутят.

Е. ЖУРАВЛЁВА, группа 14-42

Е. ЖУРАВЛЁВА, группа 14-42

Война в картинках

— Вот они все лежат. Уже полсотни, а до сих пор несут, — внушительную стопку работ показывала мне куратор конкурса Жанна РАТЕГОВА незадолго до открытия выставки. В этой стопке — плакаты, выполненные студентами всех направлений ИАиД. Разрешалось использовать самые разные изобразительные техники: коллаж, компьютерная графика, каллиграфия, аппликация. Главное — соблюсти тематику.

— Победа в Великой Отечественной войне — очень проникновенная тема, для многих болезненная, но для всех важная. И главный критерий для работ — чтобы они содержали в себе рассказ о стойкости нашего народа в те судьбоносные годы. Конкурс призван подогреть внимание молодёжи к этой теме, к нашей истории в целом, — продолжает Жанна. — Я уже отметила для себя много глубоких, цепляющих душу работ. В них — и письма бойцов домой, и то, как солдаты побеждали с горящим сердцем в груди, как радовались люди окончанию войны, как трепетно мы чтим память погибших. Разные плакаты, разные авторы, разное видение.

Оценить эти работы можно будет на четырёх выставочных площадках до середины мая: в холле (под «Пирамидой»), на третьем и четвёртом этажах корпуса А (пр. Свободный, 82, стр.1), а также на пятом этаже корпуса ИНиГ. В выставке участвуют около 150 работ. Открытие выставки состоялось 29 апреля. В голосовании за лучший плакат может принять участие любой желающий — на выставочных площадках для этого установлены урны.

Грустный праздник

На одном из плакатов крупным планом изображены две белые руки на фоне зелёной гимнастёрки, в ладонях — трепещущий огонёк. В этой работе, как утверждает автор плаката, студентка 3 курса СФУ Екатерина АНДРЕЕВА, всё не случайно:

Евгения ЖОЧКИНА, группа 13-61

Евгения ЖОЧКИНА, группа 13-61

— Когда преподаватели объясняли нам суть конкурса, то просили думать на эту тему в позитивном ключе, попытаться изобразить праздник. Но для меня война никогда не будет весёлым, приятным праздником, в моём представлении это всегда боль, жертвы, страшная вещь. Именно эту боль я хотела передать. Ведь представьте, как можно держать в руках огонь, тлеющие угли — это ведь раздирающая боль! Прочувствовав её, больше никогда не захочешь снова ощутить. Такое же отношение теперь должно быть у всего человечества к войне — не допустить её повторения.

Над своим плакатом Катя, как и все участники, работала недолго, меньше недели. Чтобы определиться с идеей, пришлось как настоящему профессионалу погрузиться в тему и даже провести опросы среди друзей и родственников: узнать, что у современных людей ассоциируется с Днём Победы. Из полученных ответов и родился такой образ.

— Мне понравилось то, что получилось. Осталась сознательная недоработанность, но это делает плакат ещё более эмоциональным: зритель может дать волю воображению и домыслить свою историю, — продолжает молодой дизайнер. — Мне очень близка тема войны, к счастью, родители воспитали во мне патриотизм. Мой прадедушка воевал и погиб в 1945-м, за считаные недели до Дня Победы. Мы в семье часто и помногу говорим об этом, вспоминаем… Это была для меня очень душевная работа, хотелось бы, чтобы сами ветераны увидели, что мы, молодёжь, помним и чтим их жертвы, поломанные судьбы, благодарим их за то, что им ради нас пришлось перенести. Ведь действительно многие — я видела другие плакаты — пытаются выразить в своей работе слово «Спасибо». Это очень здорово и нужно.

В каждом из нас

Не все конкурсанты сразу попали в точку. Как рассказывают преподаватели специальности «Графический дизайн», после задания многих «потянуло» к вечным символам: гвоздикам, георгиевской ленте, образу солдата с ребёнком. Но нужно было предложить новый образ, который способен остановить на себе взгляд в повседневной суете. Для этого со студентами устроили мозговой штурм, кратковременное задание, чтобы взглянуть на тему глубже и найти форму для личного отношения к вопросу.

— Когда мы обозначили тему конкурса, в глазах студентов появилась растерянность и вопросы — как можно показать Победу, её значение и смысл для всех нас? Начали, конечно, со штампов, но мы были к этому готовы. Чтобы отойти от стереотипов, стали говорить о войне, вспоминать сильные истории, связанные с войной, погружать в детали, — рассказывает старший преподаватель кафедры дизайна Ирина ПОТРЕБА. — И вдруг они один за другим стали вспоминать истории своих воевавших дедов, рассказы бабушек, их судьбы. Оказывается, помнят! Наблюдать за этим было интересно и трогательно.

— Хотелось, чтобы каждый нашёл что-то личное в этой победе, историю своей семьи, свои переживания и выразил их графически, — подхватывает её коллега Ольга НИКИТИНА. — Я пыталась им рассказать истории, которые трогают лично меня: про Освенцим, про женщин, которые рожали в лагерных условиях, про животных в годы войны, которые иногда спасали своих хозяев, про Нюрнбергский процесс и документы, которые были обнародованы в ходе него… Хороший дизайнер должен знать такие детали, должен иметь активную гражданскую позицию, быть шире профессии, иметь мнение обо всех событиях, происходящих вокруг него, и уметь графически их интерпретировать. Дизайнер успешен тогда, когда интересуется всем, когда у него до всего есть дело.

Свежий взгляд

Плакаты с новыми образами и символами рождались здесь же, на занятиях в стенах СФУ. Идея должна была появиться сразу, нужно было «схватить» то, что первым выплеснуло подсознание. Тех, у кого оно «молчало» или не могло сделать шаг в сторону, направляли преподаватели.

— Как вариант, мы просили выбрать один предмет, который ассоциируется у них с Победой. Благодаря этому данная тема обрела другую смысловую нагрузку, — рассказывает Ольга Никитина. — Допустим, железная кружка. Во времена блокады Ленинграда она означала ни много ни мало жизнь: если у тебя нет железной кружки, то нет горячей воды, нет пищи. Сейчас, в мирной обстановке, это абсолютно обыденный предмет, который ассоциируется с пикником, походом…

Дарья КАСТОРНАЯ, группа 13-61

Дарья КАСТОРНАЯ, группа 13-61

Одна из студенток решила обыграть идею нежных незабудок на грубой солдатской шинели. Долго пыталась найти для цветков место в кармане, но композиция не позволяла их туда «вставить». Мои коллеги подсказали спрятать незабудки за пазуху — не ошиблись, плакат заиграл.

Другой участник изобразил летящий бумажный самолётик, только тень от него падает, как от настоящего боевого истребителя. Подпись цепляет: «Хорошо, что сейчас это просто игра». И ведь действительно так…

— Это была для нас серьёзная работа, не все справились с поставленной задачей, — подтверждает Ирина Потреба. — У некоторых студентов появлялись потрясающие идеи, но они не смогли их остро подать. На самом деле, очень сложно перевести вербальное понятие на графический язык, тем более когда требуется настолько выраженная эмоциональная нагрузка.

— Признайтесь, хотели выжать слезу? — спрашиваю.

— Не было такой задачи. Была задача придумать символ, эмоционально наполненный образ. Хороший плакат — такой, к которому подошли десять человек, и у каждого возникла какая-то своя ассоциация, каждому запало в душу.

Елена НИКОЛАЕВА

Похожие материалы