Парадоксы наук о слове
Филология — странная наука. Начиная с названия. Обычно греческое «логос» в названии обозначает «учение, наука, знание» и отсылает к объекту изучения: биология — учение о жизни, психология — учение о душе и так далее (астрология, геология, травматология…). Применить эту модель к названию «филология» невозможно. Придётся действовать в обратном порядке — не от логоса к корню «фил», а от этого корня, который переводится с греческого как «любовь, влечение», к логосу, который обозначал на греческом целый спектр понятий: слово (язык, речь), мысль (разум, смысл, понятие), наука (учение, мышление). Упрощая термин «филология», можно сказать, что переводится с греческого он как «любовь к слову».
![Работа Дмитрия ЕВДОКИМОВА](/files/gazeta/plakat3_1.jpg)
Работа Дмитрия ЕВДОКИМОВА
Филология — область гуманитарных наук, то есть наук, изучающих человека. Изучающих самую загадочную, кажется, сторону человеческой жизни — его мысли и желания, его духовную жизнь, воплощённую в слове. Обычно научное познание имеет дело с неизвестным, чтобы его исследовать, изучить, понять и объяснить. Филология изучает уже известное, данное нам в материальном выражении — созданный текст. И ставит вопросы: о чём он? почему мысль выражена именно таким способом?
Значит, можно услышать людей, понять их жизнь, если обратиться к созданным текстам. Только сначала надо понять законы, по которым тексты создавались. Чтобы не было ложного прочтения. В этом филология напоминает археологию: есть артефакт, предмет, некий продукт человеческой деятельности, а о назначении его ещё надо догадаться, найти доказательства, что догадка верна.
Интересен рассказ о том, что до середины ХХ века археологи не могли догадаться о назначении одного предмета, который находили в захоронениях людей XI-XIV вв. на северо-западной территории России. Напоминал этот предмет большой гвоздь, металлический или костяной, и находился в области пояса умершего человека. Высказывались разные предположения: гвозди, шпильки для волос. И вот в 1951 году случилась крупнейшая археологическая находка — в новгородском раскопе были обнаружены первые берестяные грамоты! И свершилось крупнейшее культурное открытие — письменность на Руси была распространённым явлением, умение писать было массовым. Загадочные предметы были атрибутированы как инструмент для письма и названы писáлом. А далее последовали филологические открытия: описание языка, на котором писали и говорили наши предки; описание бытовых реалий и системы жизнеустройства — социального, экономического, семейного.
Филология — содружество наук, по выражению Сергея АВЕРИНЦЕВА. Обычно в ней выделяют два больших направления — лингвистическое и литературоведческое. Но что же было первым? Начиналась филология как комментарий на полях книги (слово «книга» здесь условно, речь идёт о папирусе — прообразе современной книги). Автор мог употребить слово, которое потомки понимали с трудом или вообще не понимали. Комментатору надо было понять значение слова (начало науки о языке) и рассказать читателю, что именно автор вкладывал в это слово (зачатки литературоведения). Этот комментатор и был знатоком и любителем слова — филологом. Так что в шутку можно сказать, что филология — маргинальная наука в том смысле, что значение слова «маргиналии» (от латинского marginalis — находящийся на краю) не что иное, как пометки на полях книги или рукописи.
![](/files/gazeta/plakat1_2.jpg)
Точность филологических исследований часто подвергают сомнению люди технического склада ума, приверженцы естественных наук. Им мир объективный кажется более внятным для понимания и исследования, чем мир субъективный, мир человеческой мысли. Но это лишь кажется. Объяснить объективную реальность бывает так же трудно, как и «необъективную». Например, человек тысячелетиями пользовался огнём, а к научной разгадке процесса горения физики смогли подойти только в конце XVIII века, открыв кислород. До этого верили в существование сверхтонкой материи, огненной субстанции — «флогистон».
![](/files/gazeta/plakat2.jpg)
У филологии есть своя «объективная материя» — текст и его мелкие и мельчайшие единицы. Филология, как и другие науки, объясняет человеку, как устроена часть мира. Особенность филологии в том, что это всегда рефлексия, толкование.
Часть филологических, как и иных, знаний стала школьным минимумом. И здесь с филологией опять получилось наоборот. Если знание физики, химии и даже математики (правда, исключая арифметику) многим школьникам кажется ненужным в практической жизни, то знание родного языка и литературы большинству всё же представляется необходимым. Не будем сейчас говорить, что из филологического богатства школьникам достался лишь остов науки, её незначительная часть. Школьников учат правильно писать и говорить, не совсем верно называя это уроками русского языка. По сути это уроки ортологии (орто — правильный) родного языка — уроки нормы и отклонения от неё. Разумеется, это необходимо, ведь незнание правописания и произношения ставит под сомнение культурный уровень человека.
![](/files/gazeta/plakat34.jpg)
Для привлечения внимания к проблемам, связанным с соблюдением культуры устной и письменной речи, кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации провела конкурс социального плаката «Культура нашей речи» среди студентов ИФиЯК. Некоторые работы — на этой странице и на сайте института. Организаторы конкурса рассчитывают, что плакаты студентов найдут отклик у зрителей.
А.Н. СПЕРАНСКАЯРезультаты конкурса плакатов — на сайте ИФиЯК