Кто русский знает хорошо,
тот поступает мудро


Для чего нужны предметные олимпиады? Проверить знания? Выявить сильнейших? Создать ситуацию поиска ответа и как интеллектуальная награда — найденное решение? Всё это, несомненно, есть. Но главным для меня в олимпиаде был и остаётся не бросающийся в глаза просветительский потенциал. Олимпиада как способ распространения знания.

Наша студенческая интернет-олимпиада СФУ по русскому языку, которую проводит кафедра русского языка, литературы и речевой коммуникации, задумывалась как увлекательное погружение в глубины русского языка. К услугам тех, кто принял вызов, все интернет-ресурсы и четыре дня. Казалось бы, силы неравные: что может укрыться от вездесущего ока всемирной паутины? Все ответы там есть... Но это заблуждение. За восемь лет проведения олимпиады в этом убедились многие. Причём не просто убедились, а вошли во вкус и стали ежегодными участниками нашей олимпиады. Организаторам приятно встречаться с работами, подписанными уже знакомыми фамилиями. Значит, живёт традиция, значит, олимпиаду ждут, готовы вновь и вновь ломать голову над непростыми задачками, которые ставит перед нами русский язык.

Софья КИСЕЛЁВА, филолог, 3 курс: «Почему я каждый год участвую в олимпиаде по русскому языку? Задания олимпиады нестандартные, при ответе на них приходится не только опираться на полученные знания, но и проявлять свои творческие способности, искать новые решения для необычных заданий. Такой опыт помогает максимально использовать все интеллектуальные возможности, освобождает от стереотипного мышления. Интересны задания ещё тем, что сразу найти правильный ответ не так-то просто, но он есть. Пока ищешь одну информацию, попадается много другой, она может оказаться полезной и интересной, так я узнаю много нового. Я люблю расширять свой кругозор, читать интересные факты, узнавать «неизвестное об известном». К тому же над заданиями ломает голову и моя семья. Не только я жду с нетерпением новой олимпиады, но и мой папа. Так здорово узнавать факты, ища то, что не подумал бы искать, не будь такой олимпиады. Хотелось бы, чтобы подобное мероприятие проводилось не раз в год, а почаще!».

Елена СТУПАКОВА, филолог, 3 курс: «Почему я уже третий год участвую в олимпиаде? Ответить несложно. Для филолога огромную роль здесь играет, безусловно, профессиональный интерес и даже азарт: «Что за задания приготовили наши преподаватели на этот раз? Чем удивят? Проще будет или сложнее?». Потом, когда рассказываешь друзьям и знакомым про задания, все с удовольствием стараются решить их, уже традиционно предлагают свои варианты неологизмов (прошлогоднее слово «чужестыдство» даже понемногу входит в шуточный семейный лексикон). Обязательно приму участие в следующей олимпиаде и вам советую!».

Чем же удивили студентов в этом году? Например, вопросом о том, почему на протяжении 120 лет говорят об исчезновении юкагирского языка, а он продолжает стабильно существовать. Разброс ответов был большой — от наивных до содержательных. Так, Дарья ИВАЩЕНКО (филолог, 1 курс) назвала серьёзную неязыковую причину: «С возрастом приходит мудрость, переосмысление ценностей, важнейшей из которых является сохранение того единственного, что отличает людей друг от друга, то, что необходимо пронести сквозь столетия».

В другом задании гуманитарии боролись с иноязычными словами. Студенты должны были найти в отрывке заимствованные слова и заменить русскими, то есть имеющими общеславянское происхождение, или ранними заимствованиями, вошедшими в язык до XVI века. Задача творческая и непростая, так как надо было найти замену словам поэт, проза, критик, прозаик, фигура, актёр, фейерверк, конфетти, серпантин. В ответах были речеплёт, оценитель, разборщик, судитель, хулитель, огненные брызги, огнетворение, светоогнь, огнецветие, искропад, огненная потеха, извивающиеся змейки, змеитель, ленты.

Организатор олимпиады  Алевтина Сперанская награждает одного из победителей — Анастасию Федотову

Организатор олимпиады Алевтина Сперанская награждает одного из победителей — Анастасию Федотову

Был в олимпиаде и классический вопрос о приёмах языковой игры. На этот раз их предстояло найти в известном отрывке из «Алисы в Стране чудес»: От горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина — винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что об этом никто не знает… Всё было бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели! Смешное содержание возникло благодаря каламбуру и ложной (её ещё называют народной) этимологии.

Все задания и ответы здесь приводить не стоит, можно зайти на сайт Института филологии и языковой коммуникации и найти и то и другое. Не только зайти и посмотреть, но и увлечься этим захватывающим действием — глубоко понимать русский язык. Желаю вам всю жизнь сохранять к нему неослабевающий интерес.

ПОБЕДИТЕЛИ

Среди студентов гуманитарных направлений:

1 место — Ступакова Елена, Киселёва Софья

2 место — Федотова Анастасия

3 место — Филиппова Евгения

Все — студентки ИФиЯК, 3 курс

Среди иностранных студентов:

1 место — Шэ Луюнь, студентка 3 курса Шаньдунского университета (Китай), стажёр ИФиЯК

2 место — Ду Цифэн, студент 2 курса ИФиЯК

3 место — У Ци, студентка
2 курса ИФиЯК, Асеков Жаныбек, студент 1 курса ИЦМиМ

А.Н. СПЕРАНСКАЯ