P.S.: после написанного


Две с половиной тысячи человек в Красноярске написали диктант. Это радует — серьёзная цифра. Но рядом должна стоять и другая — несколько десятков проверяющих этот диктант, моих дорогих и самоотверженных коллег из Института филологии и языковой коммуникации. Проверяющих оба выходных дня по 8-10 часов. Мы — те самые «бойцы незримого фронта» (если уж продолжать метафору борьбы с неграмотностью), которые читают и оценивают. Оценивают по разработанным новосибирцами критериям, которые заняли сто (!) страниц комментариев к одностраничному диктанту. Ощутили масштаб затраченных усилий?

Две с половиной тысячи человек в Красноярске написали диктант. Фото Марии СЕРЁГИНОЙ

Две с половиной тысячи человек в Красноярске написали диктант. Фото Марии СЕРЁГИНОЙ

Диктанты проверяли 211 студентов и 40 преподавателей СФУ

У проверяющих свой взгляд на текст, свои комментарии. Я познакомлю вас лишь с частью их. У нас была вторая часть диктанта «Пермь. Кама». Красивый лирический текст. Нашлись некоторые переклички с Красноярском и Енисеем. Уточнила для себя, что в различении улиц и переулков (что есть что) до революции красноярцы были более последовательны, чем пермяки: у тех они не различались, а красноярцы предпочитали идущие параллельно Енисею называть улицами, а перпендикулярно ему — переулками.

1. Перпендикуляр и Петербург

Если вы подумали, что большое количество ошибок связано с правописанием первого слова, то ошиблись. В тех работах, что я проверяла, я встретила только одно неправильное написание перпендикуляра и массу «Питербурга». Пишущие крепко-накрепко запомнили школьное правило, что безударную гласную в корне нужно проверять ударением, вот они и проверяли — Питер!

2. Осклизлые и испятноный

К первому слову, трудному для естественно звучащего и внятного произнесения, организаторы дали комментарий: поставили ударение для диктующего и разъяснили для проверяющего, что неправильное написание этого слова не является ошибкой. Ни одного неправильного написания этого слова при проверке я так и не встретила! А вот «испятнанная мазутом зубчатая спинка осетра» претерпела при написании значительное изменение. Что ж, испятнать — не такое популярное слово, как осклизлый. Мне возразят: оно было показано на слайде. Да, было. Но в других словах, тоже написанных на слайде (например, Пермь), ошибки делали. А в этом — нет. И надо ли добавлять, что «мазут» часто превращали в «мазуту», то есть в слово женского рода. И как десерт — изобретённая кем-то из пишущих «мазуто-зубчатая спинка осетра».

3. Кто живёт в Перми? — Перьмяки!

Загадочно, но факт: в слове «пермяки» ошибка была. Наверное, это связано с тем, что первое слово случилось в начале диктанта, а последнее — в последнем абзаце, когда бдительность притупилась и фонетика взяла таки своё!

4. Эстетическое тире

Первый день диктант помогали проверять студенты (спасибо им!). По инструкции, присланной организаторами. И вот во время проверки очередного написанного текста раздаётся вопрос: «А что делать, если в одном предложении нет разрешения ставить тире (там по инструкции только запятая), а оно просится? Даже чисто эстетически!». Надо ли говорить, что вскоре пришли дополнительные разъяснения, что хотя тире не рекомендуется, но за ошибку его предложено не считать. Какое чувство пунктуационной эстетики у студента!

5. Отношение к метафоре

Была в тексте фраза о буксирах — «эти грязные трудяги». В нескольких текстах встретилось написание этих слов в кавычках. Тем самым пишущие отмечали, что замысел автора они поняли: поняли, что автор пишет не в прямом, а в переносном смысле, а если смысл переносный, то надо взять в кавычки.

6. Вводилась стерветь...

Если кто-то подумал, что второе слово — это глагол (что делать — стерветь), то он не прав, так как предложение в диктанте было таким: В моём детстве в Каме ещё водилась стерлядь. Организаторы Тотального диктанта с согласия автора, конечно, сознательно использовали слово «стерлядь» (проверочное слово, до которого ещё додуматься надо, — стерлЯди, мн. ч.). И организаторы как в воду смотрели (не в воду Камы, там стерляди нет давно)! Слово породило энное количество вариантов, среди которых лидером считаю стерветь. В таком написании для автора, наверное, прояснена внутренняя форма слова — что-то от стервы... На студенческой фольклорной практике мне встретилось выражение — стер'вь такая. Что-то сходное в этих словах есть.

7. Стерлядь как имя собственное

Загадочно для меня написание слова «стерлядь» с прописной, то есть заглавной буквы. Если бы так написали те, у кого ошибок много, не так загадочно было бы: одной ошибкой больше, одной меньше. Но в том-то и дело, что писали так те, у кого не было ни одной другой ошибки. А вот на строчной букве стерляди они попались. Уважение к исчезнувшей в Каме рыбе они тем самым хотели показать, или другая причина есть, не знаю. Но факт остаётся фактом: пишущие спутали имя собственное и нарицательное.

8. Постоявшие храмы. Такое возможно?

Была в диктанте очень непростая по грамматике и фонетике фраза: < улицы > назывались по стоявшим на них храмам, то есть по храмам, стоявшим на этих улицах. В речи непросто оторвать предлог от последующего слова, они сливаются в единое фонетическое слово — постоявшим. Но диктующие очень старались читать фразу ясно, внятно. И указание такое от организаторов было у каждого, кто диктовал: сочетание прочитать отчётливо раздельно. Прочитали. Надеялись на здравый смысл и логику. Ведь нельзя сказать: «улицы назывались постоявшим на них храмом». Постоявших храмов не бывает! Но многих пишущих логика подвела, поэтому случилась и эта ошибка.

9. Что такое «дольнее»

На слайде было сказано: дольнее — относящееся к долине, земное; противопоставлено горнему, небесному. И процитирован пушкинский «Пророк»:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

После таких подсказок пишущим оставалось правильно написать фразу «Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним…». Но не тут-то было! Такого количества вариантов написания окончания этих слов (но у «дольнего» всё же больше) я не могла предположить: дольнийе, дольнии, дольние и пр.

10. Диалог

Самым интересным для меня моментом в проверке был комментарий одного пишущего. Прямо в тексте диктанта, в том месте, где речь шла о плотах и баржах: «Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи», было сверху в квадратных скобках вписано что-то вроде [в комель]. Далее пишущий поставил звёздочку и сбоку своего диктанта дописал, что так связывали плоты... Просветительский порыв пишущего
я оценила.

***

Что ж, пишущие диктант и удивили, и порадовали. Удивили тем, что участвовали — приятно внимание к родному языку. Всегда есть надежда, что, посмотрев свою проверенную работу, люди узнают родное правописание. Диктант показал, насколько сложен может быть для многих русский язык. И порадовал хорошим процентом абсолютно грамотных!

Алевтина СПЕРАНСКАЯ