Учиться в СФУ, работать в «Медведе»

В феврале 2017 года СФУ и Группа компаний «Медведь Холдинг» подписали соглашение о создании базовой кафедры — Высшая школа автомобильного сервиса (ВШАС). Нынешним летом состоялся первый набор на новую специальность, и в сентябре «первопроходцы» приступили к учёбе в формате прикладного бакалаврита. Сформированная совместно учебная программа рассчитана на четыре года; направление — «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям непосредственно на предприятиях холдинга, но начнутся они только в ноябре, а пока — в аудиториях Политехнического института студенты первого набора изучают теорию.

До начала лекции «Введение в специальность» остаётся минут десять. Читает предмет руководитель образовательной программы от университета, кандидат технических наук Владимир Николаевич КАТАРГИН. Воспользовавшись небольшим перерывом, профессор посвящает меня в историю автомобильного факультета, деканом которого он был многие годы.

— Самый первый набор на специалитет «Автомобильный сервис» был сделан в нашем институте 23 года назад. Мы готовили специалистов вплоть до 2015 года по пятилетней программе обучения. Но тогда не существовало столько техники, сколько сейчас, да и намного проще она была в те годы. Многие наши выпускники сейчас работают в отрасли на руководящих должностях, и некоторые из них будут учить наших ребят на предприятиях «Медведь Холдинга». Параллельно в 2004 году мы ввели бакалавриат (было две учебные программы — «Наземные транспортные системы» и «Эксплуатация автомобильного транспорта»), а магистров набрали в 2008 году. Сейчас в институте остаётся академический профиль (специальность «Автомобильный сервис»), причём этот профиль бакалавриата существенно отличается от того, что преподаётся в Высшей школе автомобильного сервиса, где акцент сделан в большей степени на технику, конструкции и менеджмент автосервисного производства.


— ВШАС — ответ на вызовы времени?

— Именно так. Уровень автомобилизации в Красноярске очень большой — от 300 до 400 автомобилей на тысячу жителей, включая младенцев, стариков, то есть в каждой семье в среднем два автомобиля. Это очень много! В городе порядка тысячи хозяйствующих субъектов, связанных с ремонтом, обслуживанием, продажей запасных частей, аксессуаров — довольно много структур, занимающихся поддержанием автомобиля в работоспособном состоянии. Это всё рынок рабочих мест, и он должен пополняться специалистами, имеющими высшее образование. Хотя есть в России города, где вузы вообще не готовят выпускников такого профиля. Наш проект хорош тем, что есть реальный рынок труда и специалисты, которые, окончив вуз, с большой долей вероятности найдут себе работу, а не будут переучиваться.

Современная техника чрезвычайно сложная по своей конструкции и начинке. Есть у нас автомобили марок «BMW», «Ауди», «Мерседес», «Фольксваген» — это сгусток технологий, там без основательной подготовки — никуда. Обыватели говорят: вы взялись готовить мойщиков и слесарей. Но это не так! Мы готовим будущих профессионалов сервиса обслуживания автомобилей, диагностов, мастеров своего дела, знающих устройство современного парка и готовых к новым реалиям обслуживания и ремонта автотранспорта — электромобилей и транспорта на альтернативных видах топлива. Конечно, кто-то из них, наиболее преуспевающие, станут руководителями, которым предстоит управлять людьми, обслуживающими новейшую технику, поэтому ребята должны разбираться во всех тонкостях процесса.

— Новое дело обычно сопряжено с какими-то сложностями…

— Пока всё хорошо. У преподавателей за плечами солидный опыт. Некоторых лекторов мы пригласили с других кафедр для чтения конкретных курсов. Например, доцент Илья Сергеевич ПИСАРЕВ ведёт занятия по предмету «Современные конструкции автомобилей». Преподаёт у первокурсников и заведующий кафедрой физики Алексей Иванович ЛЯМКИН; математику ведёт кандидат физико-математических наук, доцент Института математики и фундаментальной информатики Юрий Дмитриевич УШАКОВ; начертательную геометрию и черчение — преподаватель со стажем доцент Ирина Геннадьевна БОРИСЕНКО.

Пока мы беседовали, в аудиторию подтянулись первокурсники. Знакомимся со старостой группы. Владимир ГРИЦЕНКО поступил на первый курс после окончания средней школы в Дивногорске. Что удивительно, средний балл ЕГЭ — более 200 — позволял ему пойти на бюджет почти по любой специальности, но парень выбрал обучение в Высшей школе автомобильного сервиса СФУ.

— Вообще-то я планировал учиться на пилота вертолёта, но не прошёл медкомиссию, — признаётся староста. — На днях открытых дверей в СФУ я записался на экскурсию в «Медведь Холдинг». Там нас приветливо встретили и обо всём так интересно рассказали, что у меня не оставалось другого выбора. Привлекло, в первую очередь, то, что профессия востребована, гарантировано трудоустройство. За то, что мой средний балл ЕГЭ выше средней планки, университет и холдинг оплачивают каждый по 50% стоимости моего обучения. Получается, что учусь я бесплатно, как на бюджете.

— Владимир, успели уже ребята перезнакомиться, сложился коллектив?

— Как только в сентябре мы приступили к занятиям, в первый же выходной почти всем курсом сходили на Столбы. Потом было посвящение в первокурсники, совсем недавно — конкурс «Прошу слова», к которому мы готовились недели три, это очень сплотило! Выезжали мы и в офис холдинга, знакомились с руководством. Куратором от ГК «Медведь Холдинг» является технический директор Владимир Николаевич ПОТЕХОНЧЕНКО. В шутку зовём его «папой» за то, что он всех нас знает по именам, кто и где живёт, в чём нуждается, почему занятия пропустил.

Кирилл МАРЬЯСОВ, который поступил в Высшую школу автомобильного сервиса сразу после школы, утверждает:

— Это был мой выбор, а родители поддержали. Всегда хотел связать свою жизнь с автомобилями и когда увидел баннер «Учиться — в СФУ! Работать — в «Медведь Холдинге!», то сразу понял, что мне сюда. Занятия нравятся, всё интересно и понятно. Мечтаю после вуза поработать в холдинге, а потом, возможно, получится создать что-то своё.

— Я искал направления, связанные с автомобилями — а здесь такой случай! — делится Игорь ЛЫЧАГИН. — У меня уже и водительские права есть. Группа хорошая, все познакомились, теперь переписываемся через соцсети.

«Наш отдых — это наша работа!» — считают Алексей ШАТАЛОВ и Сергей ЛЕКЕРОВ; оба поступили во ВШАС после окончания автомобильного техникума, оба имеют грант от холдинга, компенсирующий 50% суммы
обучения, а в выходные ещё умудряются подрабатывать на предприятии. С каждым студентом заключён договор, но если после сессии проходной балл вдруг станет ниже четырёх, они автоматически лишатся компенсации за обучение.

Ребята во ВШАС поступили не только из Красноярска, есть студенты из Каратузского, Курагинского и других районов края. Все нуждающиеся получили места в общежитии СФУ.

— В компании меня удивил размах, отношение к сотрудникам. Нам показали классный спортзал, сервис, где автомобили обслуживают; пообщались мы с главным механиком. Всё очень понравилось! — рассказал Иван СЕМЁНОВ, приехавший учиться из Боготола.

В центральном офисе холдинга есть учебный центр, где находятся все необходимые макеты и оборудование. Планируется создание ряда лабораторий в соответствии с теми дисциплинами, которые включены в рабочий план.

В центральном офисе холдинга есть учебный центр, где находятся все необходимые макеты и оборудование. Планируется создание ряда лабораторий в соответствии с теми дисциплинами, которые включены в рабочий план.

Чтобы понять позицию представителей холдинга, я отправилась в центральный офис, где руководителем проекта по набору и взаимодействию с СФУ выступает управляющий директор — выпускник Красноярского технического университета Евгений МЕРКУШЕВ.

— Я окончил университет в 1997 году, через три года — аспирантуру, — рассказывает Евгений Владиславович. — Многие мои коллеги тоже выпускники Политеха. То, что долгие годы в вузе преподавали, на сегодня уже не актуально и не нужно. Учебная программа не поспевала за бизнес-процессами, которые происходят на современных предприятиях, не было понимания современной экономики, современных технических концепций и тенденций развития. Мы это всё ощущали, и с каждым годом разрыв только увеличивался. А студенты приходили и говорили: мол, мы — выпускники вуза, мы — начальники! Тем временем холдинг ощущал острый дефицит квалифицированных кадров. Открытие кафедры и школы автомобильного сервиса — повод для того, чтобы нам заранее набрать абитуриентов и приготовить их к работе в своей отрасли, потому что со стороны сейчас набрать людей очень сложно — либо это непрофильная подготовка, либо завышенные ожидания. Современный бизнес предъявляет жёсткие требования: в конкурентной борьбе нужно иметь знания, самообладание, коммуникационные навыки. Кроме того, у нас есть свои внутренние стандарты и требования к людям по ведению здорового образа жизни, по их активности, дисциплине, поэтому мы пришли к такому неординарному решению — открыть кафедру на базе СФУ.

— Чего ждёте от выпускников?

— Нам нужны работники сервиса, которые занимаются техникой и очень хорошо в ней разбираются. Мы вместе с СФУ — первооткрыватели на этом пути. Нет опыта других городов, и на помощь должны прийти наши импортёры, поставщики, компании известных брендов, представительства которых находятся в столице.

Мы провели уже переговоры с большинством из них и договорились о том, что, используя учебные центры наших импортёров, будем проводить переподготовку преподавателей СФУ. В оплате поездок и обучении участвуют обе стороны — университет и холдинг. Первые поездки состоятся уже в конце октября или в ноябре. Преподаватели поедут в Москву, в компании БМВ, Хёнде или Фольксваген.

В первый год обучения мы погружаем студентов в атмосферу своего предприятия, чтобы у них уже было представление, куда движется отрасль. Погружение — это несколько лекций и практических занятий. Будущее автомобилей непредсказуемо: сегодня речь идёт об электромобилях, а завтра вообще о каких-то «мобилях», которые будут передвигаться в другом измерении, посредством энергии или каких-то иных сил. Мы не обладаем всей информацией, но очень хотим дать направление, показать тренды, привить ребятам любознательность, стремление к постижению нового.

Первокурсникам будем преподавать дисциплину «Перспективные автомобили», или, как мы называем, «Тенденции развития в автомобильной отрасли». Программа второго и третьего годов обучения ещё формируется и согласовывается. Я не сомневаюсь, что мы успешно пройдём этот нелёгкий этап. Преподавателями с нашей стороны будут высококвалифицированные сотрудники холдинга: Виталий НОВОСЁЛОВ, Владислав ТРЕЩУК, Владимир ПОТЕХОНЧЕНКО, Виктор АШИХМИН, Антон ПРУС, Андрей ХАБАРОВ и другие. Мы уже встречались с ребятами — они дают обратную связь, есть искорка в глазах. Холдинг многим помогает, выделяет гранты на обучение. В договоре чётко прописано условие — по окончании вуза отработать на одном из наших предприятий три года.

Уже сейчас ребята могут пользоваться нашей базой — спортзалом, принимать участие в совместных турнирах, в ежегодном «фирменном» мероприятии — праздновании Дня автомобилиста. В планах у руководства холдинга — совместные мероприятия с другими кафедрами и факультетами СФУ, куда студенты ВШАС тоже будут привлекаться.

Я очень переживаю за этот проект, потому что по натуре максималист и люблю, чтобы всё было качественно, по самым высоким меркам. Руководство СФУ нас во всём поддерживает, похоже, мы идём правильным путём. Наша сверхзадача на ближайшее время — создать конкурс на эту специальность. Уже в нынешнем году пойдём в общеобразовательные школы, будем агитировать ребят поступать на новую специальность. Молодёжь должна понять, что бизнес, связанный с автомобилями, как правило, ориентирован на иностранных производителей, поэтому он несколько иного порядка в плане организации, дисциплины, нагрузки и ответственности. Современный хорошо подготовленный специалист в нашей сфере может достойно работать и зарабатывать. Надо лишь полностью посвятить себя образованию.

Вера КИРИЧЕНКО