Разбор полётов или полёт разборов

Итоги IX Всероссийской студенческой интернет-олимпиады по русскому языку


Есть выражение — олимпийское спокойствие. Подводя итоги прошедшей в конце февраля студенческой интернет-олимпиады по русскому языку, я бы добавила к этому выражение — олимпийское терпение. Эти два определения вполне подойдут для характеристики студентов, которые в течение четырёх соревновательных дней, один из которых, между прочим, выпадал на 23 февраля, искали ответы на олимпиадные задания (среди которых были простые и не очень).

В олимпиаде участвовали представители разных вузов из 14 городов, включая Красноярск. Студенты из Краснодара, Тюмени и Архангельска оказались в числе призёров.

Многие задания традиционно были творческими и не подразумевали единственно верного ответа.

Иностранным студентам, например, нужно было определить значение окказиональных (авторских) слов настолонакрыватель, обедоподаватель, посудовытиратель, осколкоподбиратель из стихотворения А. Шибаева «Изобретатель» и написать сочинение, используя в нём слово «земля» во всех значениях.

Гуманитариям в этот раз было предложено оценить факт красноярской наружной рекламы, а именно вывеску Социал Булошная, и понять авторский замысел. Большинство студентов указали отсылку к старомосковской орфоэпической норме, согласно которой нужно произносить шн. Социал интерпретировали не только как «общественный», но и как «социалистический», «социал-демократический», обратив внимание, что социал — часть сложных слов.

По-разному оценивалась удачность названия магазина: «Хозяин магазина в названии прибегнул к эрративу, то есть слову, подвергнутому умышленному искажению, для придания особого эффекта. Специально допущенное искажение служит для привлечения дополнительного внимания. Я считаю название удачным с точки зрения привлечения потребительского спроса, но некорректным с точки зрения грамотности написания: у некоторых людей может сложиться ложное представление о правильности написания данного слова» (Виктор ГРИШИН, ЮИ СФУ, 1 курс).

«Хозяин магазина дал такое название, вероятно, чтобы указать на положительное отношение к устаревшей форме. Этот факт может свидетельствовать о том, что изделия здесь выпекают по особым, старинным или «бабушкиным» рецептам» (Евгения ПАРХОМЕНКО, КубГУ, 3 курс).

Как и в прошлые годы, одно из заданий было связано с поиском замены русским аналогом слова из другого языка. Нужно было подобрать слово или словосочетание, передающее смысл слова из яганского языка mamihlapinatapai (занесено в Книгу рекордов Гиннесса), которое примерно означает: «взгляд друг на друга в надежде, что один из двух предложит выполнить то, чего хотят обе стороны, не расположенные это делать». Далеко не во всех ответах было точное «попадание в смысл», но и задание было непростым. Среди ответов были такие: взгляд-оговорка, испытывающий взгляд, побуждающий взгляд, скрытое управление, чур, не я, взгляд-кайфолом, надеженадругляд.

Камнем преткновения для гуманитариев стало задание на определение риторической фигуры — хиазма. Правильный ответ дал один (!) человек — Маргарита МАЛОФЕЕВА (ОГУ, 1 курс).

Вызвало трудности и определение логической уловки в комментарии пользователя Интернета: «Скромность <…> не украшает, а укрощает человека. Как писал М. Горький: «А вы на земле проживёте, / Как черви слепые живут: / Ни сказок про вас не расскажут, / Ни песен про вас не споют». Скромность — прямой путь к неизвестности».

Немногие обратили внимание, что в произведении М. Горького речь идёт вовсе не о скромности, а о любви, и приведённый аргумент оказывается вырванным из контекста.

У негуманитариев задания были существенно легче. В двух из них нужно было разгадать лингвистические головоломки — логогриф и анаграмму, что сделало большинство участников.

Почти все справились с вопросом о слове «зюзя», которое встречается в известных русских идиомах (например, как зюзя пьяный).

Как и в предыдущие годы, одно из заданий было посвящено выяснению значений суффиксов. Нужно было выяснить, удачна ли номинация «бобрятники» по отношению к молодым спортсменам, соревновавшимся в Бобровом логу, и предложить свой вариант. Наряду с определением бобрятника как «человека, охотящегося на данное животное», указывали «помещение для животных или место обитания». В качестве своих вариантов предлагали бобрята, бобровцы, боброволожцы, бобристы.

Студентам гуманитарных и негуманитарных направлений были предложены схожие творческие задачи, суть которых заключалась в «переводе» текста с одного стиля на другой. Гуманитариям нужно было записать научной прозой стихотворение А.С. Пушкина «О, сколько нам открытий чудных...», а негуманитариям — создать докладную записку по мотивам стихотворения А. Барто «Мишка». Все участники подошли творчески, но у негуманитариев материал располагал к юмористическому решению, уж очень разителен контраст между трогательным детским стихом и громоздким безэмоциональным документом. Многие тексты порадовали и вызвали улыбку. Например, Алёна РАЕВСКАЯ (ИСИ СФУ, 6 курс) написала докладную от имени самой Агнии Барто. Не во всех текстах были «соблюдены» необходимые реквизиты, зато не подвела авторская находчивость:

«Довожу до вашего сведения, что проверка анонимной наводки о преступлении с так называемым «Мишкой» проходит в штатном режиме. По предварительным данным выявлено, что «Мишка» обнаружен на полу с оторванной лапой. На месте в настоящий момент работает сотрудник, который не оставит «Мишку», так как уверяет что он хороший» (Николай ЛЕНЦОВ, ХТИ СФУ, 1 курс).

Олимпиада завершилась. Победители награждены.

Назовём тех, кто набрал наибольшее количество баллов.

Гуманитарии:

I место — Евгения ПАРХОМЕНКО (Кубанский госуниверситет, 3 курс).

II место — Юлия ЖГУЛЕВА (Тюменский госуниверситет, 4 курс).

III место — Александр ДЕМИДОВИЧ (ИФиЯК СФУ, 1 курс).

Негуманитарии:

I место — Виталина БОНЧЕНКОВА (ИУБПЭ СФУ, 3 курс); Марина РУБЛЕВА (ИЭиГ СФУ, 1 курс магистратуры).

II место — Анастасия КАРНАУХОВА (ИСИ СФУ, 1 курс).

III место — Анастасия БАТАЛОВА (ИФБиБТ СФУ, 2 курс); Седа СИМОНЯН (ИЭУиП СФУ, 3 курс).

Иностранные студенты:

I место — Умит ХАМРАЕВ (Северный (Арктический) федеральный университет, 3 курс); Али-Латиф АЛЬ-ДУБАИСИ (ИНиГ СФУ, 1 курс).

II место — Кодай АБЭ (Иркутский государственный университет, 3 курс); Чжоу ЮЙКУНЬ (СФУ, 3 курс)

III место — Ху ЮЙ (ИФиЯК СФУ, 3 курс); Кересе ХОЛНЕСС (ИЦМиМ СФУ, 2 курс); Мануэль Гомес ПЕЙНАДО (СФУ, 2 курс магистратуры.

Тем, кто не набрал призового количества баллов, желаем не огорчаться, не расслабляться, а ещё раз попробовать свои силы в следующем году!

Екатерина КУДРЯВЦЕВА, член оргкомитета олимпиады

Похожие материалы