Не вышел из пике
Поисковый отряд «Трасса» продолжает установку памятных знаков на местах гибели военных лётчиков в Хакасии

Вот уже три года сводный поисковый отряд «ТРАССА» (Военно-инженерный институт СФУ, поисковый отряд «Сибирская дивизия» и Красноярское региональное отделение детской общественной организации «Братство православных следопытов») при участии педагогов и учащихся школ Черногорска и Усть-Абаканского района Республики Хакасия проводит поисковые экспедиции и мемориальные мероприятия по увековечению памяти погибших защитников Отечества — лётчиков и курсантов Бирмской военной авиационной школы пилотов, в годы Великой Отечественной войны находившейся в эвакуации в Черногорске.

Историческая справка

В годы Великой Отечественной войны территория аэропорта Абакан стала военным аэродромом. Летом 1941 года здесь базировался 30-й бомбардировочный полк, уже 22 июня вылетевший на Калининский фронт. До мая 1943 года аэропорт был местом базирования 91-й учебной авиационной эскадрильи ГВФ, подготовившей для фронта 585 пилотов. В ноябре 1941 года аэропорт Абакан стал местом базирования 38-го запасного авиаполка, 172-го батальона аэродромного обслуживания и местом формирования трёх ночных бомбардировочных авиаполков (675-го, 678-го и 679-го), уже 20-25 ноября 1941 года убывших на защиту Москвы.

С июня 1942 года это был аэродром № 4 эвакуированной в Хакасию Бирмской военной авиационной школы пилотов, подготовившей для фронта 1215 лётчиков-истребителей. К сожалению, в учебных полётах погибло 28 лётчиков и курсантов. Кого-то из погибших хоронили на кладбище в Черногорске (там есть две хоть и безымянные, но с отличными памятниками и ухоженные братские могилы), кого-то — на месте катастрофы; и эти захоронения, к большому сожалению не сохранились. Красноярские поисковики решили на местах авиационных катастроф в Хакасии поставить именные памятные знаки каждому погибшему лётчику и курсанту — так, как мы уже в течение пятнадцати лет делаем в Красноярском крае. Это очень важный посыл будущим поколениям — быть ХРАНИТЕЛЯМИ ПАМЯТИ о молодых ребятах, ровесниках наших курсантов и студентов, по призыву Родины вставших на её защиту в 1941-1945 гг.

Не их вина, что до фронта они не долетели. Что не стали отцами и дедами — просто потому, что не успели! А в некоторых семьях с их гибелью прекратился род. Так что и помянуть их по русской православной традиции сегодня некому… Поэтому принципиально важно, чтобы на памятных знаках были имена. Мы не хотим, чтобы ребята продолжали оставаться безымянными. И каждый, кто даже случайно окажется на склоне Кунинского хребта или в черногорской степи у скромного памятного знака с «летящей» красной звездой, прочитает на чёрной мраморной табличке: «Лётчику сержанту ГРУШИНУ Алексею Фёдоровичу, погибшему в авиакатастрофе самолёта И-16 в этом районе 30 июня 1943 года». Вот и помянул.

С 30 июля по 2 августа сводный поисковый отряд «ТРАССА» провёл третью экспедицию в Хакасию: проверили состояние ранее установленных памятных знаков, провели раскопки на месте падения истребителя сержанта Алексея Грушина, провели разведку на местности севернее Кунинского хребта с целью уточнения места катастрофы и последующей установки (в сентябре 2018 года) памятного знака лётчикам-инструкторам Бирмской ВАШП лейтенанту ГОРЫЛЕВУ Виктору Тимофеевичу, старшему лейтенанту ВАЛУЕВУ Георгию Михайловичу и курсантам КРЮКОВУ Николаю Николаевичу и САУШКИНУ Семёну Фёдоровичу, погибшим при катастрофе самолётов УТИ-4 14 августа 1944 г.

Главной же целью третьей экспедиции была установка памятного знака вблизи Черногорска в районе Уйбатского канала лётчику — слушателю Бирмской авиашколы старшине ЧЕРНЫХУ Николаю Никифоровичу, погибшему при катастрофе самолёта Р-39 «Аэрокобра» 5 октября 1943 г.

Историческая справка

Мало кому известно, что работа Бирмской военной авиационной школы пилотов была плотно связана с работой Красноярской воздушной трассы (Аляска-Сибирь). Дело в том, что с началом поступления в Красноярск американских самолётов находящаяся в эвакуации в Черногорске Бирмская ВАШП получила задание на переучивание лётчиков Сибирского военного округа на самолёты-истребители Р-39 «Аэрокобра», а позднее и на Р-63 «Кингкобра». Переучившиеся лётчики, в том числе и выпускники авиашколы, затем направлялись в 9-й перегоночный авиаполк СибВО, дислоцированный в Красноярске, и занимались перегоном американских истребителей из Красноярска на фронт. Как раз одним из таких пилотов и был старшина Николай Черных. Уже опытный 33-летний лётчик, в прошлом инструктор аэроклуба, он освоил истребитель Як-7 и успешно осваивал американскую «Аэрокобру». 5 октября 1943 года при выполнении учебного полёта с целью научиться выводить самолёт из штопора, Николай дважды с этой задачей справился, но на третьей попытке не хватило высоты…

У знака Николаю Черных

У знака Николаю Черных

В 1944-1945 году, когда было принято решение часть американских самолётов не перегонять на запад, а оставить в Сибири в резерве на случай войны с Японией, аэродромы Бирмской авиашколы стали базой для хранения американских истребителей. В июне 1945 года в Черногорске на 245-й авиатехнической базе резервных самолётов ВВС Красной Армии находилось более 200 истребителей Р-63 «Кингкобра», которые из Красноярска лётчики 9-го перегоночного авиаполка перегнали уже обратно на восток — для ВВС Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота. Последний перегон «американцев» из Черногорска в Красноярск — 41 истребитель Р-63 «Кингкобра» — состоялся в октябре 1945 года, уже после окончания войны с Японией.Торжественное мероприятие по открытию памятного знака погибшему лётчику состоялось 2 августа, в день святого Ильи-пророка – защитника и покровителя всех небесных воинов. В почётном карауле стояли студенты военной кафедры ХТИ-филиала СФУ, будущие военнослужащие Военно-космических сил России во главе с начальником военной кафедры полковником М. АНАКИНЫМ.

В открытии памятного знака участвовали и сотрудники международного аэропорта Абакан, которым не безразлична история авиации Хакасии и своего предприятия, а также советник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия Сергей Олегович ТАСКАРАКОВ.

Это уже седьмой памятный знак, установленный сводным поисковым отрядом «Трасса» в Хакасии. Работа по увековечению памяти погибших защитников Отечества продолжается.

Вячеслав ФИЛИППОВ