Сессия — экзамен — шпаргалка

— Ты как сдал экзамен? Признавайся! Молился, колдовал, подкупал профессора? Или, может, шпаргалка?

— Просто выучил. Знаешь, иногда помогает.

Шпаргалка — заветная вещица, нужна, когда не доучил, не помнишь, а сдать экзамен надо. Каждый из нас хоть раз в жизни писал шпаргалку. Не важно — воспользовался ею или нет. Писал!

Шпаргалка — это неотъемлемая часть любого образовательного процесса. И не надо никому объяснять, что это такое. Тем не менее никто точно не знает, когда впервые появились шпаргалки. В этимологическом словаре М. Фасмера содержится предположение о происхождении интересующего нас слова. Согласно изысканиям историка языка, оно связано с польским szparga 'старая исписанная бумажка' (XVII в.), произошедшим, возможно, от латинского sparganum 'пелёнка', которое восходит, в свою очередь, к греч. spаrganon, обозначающему то же самое. Хотя точных исторических сведений нет, вероятнее всего, шпаргалки возникли вместе с первыми учебными заведениями и первыми зачётными испытаниями.

Ситуация использования шпаргалки на экзамене блестяще показана в фильме «Операция "Ы" и другие приключения Шурика». Помните известный диалог профессора (П) и студента (С):

П: Пожалуйста, билет.

С: Билет № 9. Приём.

П: Что, что вы сказали? Какой приём?

С: Я сказал не «приём», а при нём. Билет №9, а при нём задача <…>

П: Значит, так, за изобретение ставлю «пять», а по предмету «неуд». Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём!

Многовековая история шпаргалки не повлияла на её функцию — подсмотреть или списать во время проверки знаний. Однако изменились и образ шпаргалки, и способ её использования. Несмотря на то что применение шпаргалок запрещено официально, эта популярная у обучающихся вещь развивается в ногу с техническим прогрессом. Современные студенты и школьники обладают бОльшим арсеналом видов шпаргалок, чем их родители! Если раньше из-под юбок сыпались мелкие листочки, то сейчас — смартфоны.

Помимо бумажек с написанным текстом-подсказкой, сложенных в виде гармошки или свёрнутых трубочкой и спрятанных в укромные места одежды, помимо заранее подготовленных экзаменационных листов и даже фрагментов страниц из книги известны шпаргалки «с изюминкой». Например, бомба, она же — крокодил. Это подготовленный заранее лист, на котором ответ пишется закончившейся авторучкой, а на самом экзамене обводится по вмятинам на листе. Почему так назвали, можно только догадываться. Но такой способ был доступен и раньше, только не все додумывались, а возможно, ленились писать дважды одно и то же.

Стоит вспомнить и о гендерно окрашенных шпаргалках. Так, некоторые девушки до сих пор делают записи ручкой на ногах. Главное, чтобы юбка была по длине с запасом и скрывала письмена, и учебный стол соответствовал — закрывал «преступление».

В настоящее время для шпаргалок в ход идут пластиковые бутылки, специальные ручки и технологические хитрушки. В век Интернета, который доступен любому через сотовый телефон, проблема написания объёмных шпаргалок постепенно уходит в прошлое. Студенты уверяют, что «не так уж сложно списать с телефона на экзамене», для особо «осторожного» преподавателя можно прихватить второй смартфон, который демонстративно сдаётся перед получением экзаменационного билета, но главное — «находиться на одной волне с преподавателем, чувствовать, когда он на тебя посмотрит».

Лет пять назад впервые увидела подготовку двух студенток к экзамену в дамской комнате университета. Одна готовилась через несколько минут стать экзаменуемой, другая — выполнить роль транслятора учебной информации. Наушники (тогда ещё не было беспроводных устройств) скотчем приклеивались к ушам и закрывались пышной шевелюрой студентки. Это были не мои студентки, поэтому довольно охотно рассказали мне про все тонкости передачи информации. До чего дошёл прогресс! Пройдя по коридорам вуза в тот день, я поняла, насколько отстала от жизни: возле нескольких аудиторий увидела студентов, членораздельно начитывающих учебный текст в специальное устройство. С одним обучающимся я даже пошутила: «Неужели так лучше запоминается?» — «Ну, да!» — ухмыльнулся он.

Накануне зимней сессии магистранты-филологи первого курса, написав эссе «Моя первая шпаргалка», поделились своим «шпаргальным» опытом. Большинство из них отметили, что крайне редко пользуются шпаргалками (очень хочется верить!). Евгения Филиппова считает, что «проще неидеально, но честно выучить, чем весь вечер придумывать план по использованию этих особо важных листочков, а затем трястись и ждать момента, когда отвернётся преподаватель, чтобы, наконец, судорожно начать с них списывать». Рассказав в эссе о единственном и неудачном опыте пользования шпаргалкой, Наталья Севруженко размышляет об их пользе: «написанное от руки лучше откладывается в голове, проверено не раз». «Написать, смастерить шпаргалку — это самое простое, сложнее всего заставить преподавателя не заметить эту шпаргалку!» — делится мыслями Самвел Срмикян.

Студенты поделились знанием разных видов шпаргалок, однако в своих эссе описали в основном случаи использования лишь традиционных — записочек с мелко написанным от руки текстом: алгоритмы ответа, ключевые фразы, даты и др. Некоторые девушки, вспоминая случаи, когда им пришлось прибегнуть к шпаргалкам, вновь пережили эмоциональный стресс. Большинство отметили: чтобы безбоязненно пользоваться заготовленными листочками, нужно иметь опыт, смелость и даже — наглость.

Самвел Срмикян рассказал об «уникальности» своих шпаргалок: «Моя первая да и все последующие шпаргалки мало чем отличались друг от друга. Самое заметное отличие было в их размере. С годами размер шпаргалок становился все больше… Я готовился к зачёту по дисциплине «История международных отношений». Ужасный цейтнот, не успевал запомнить всю информацию. «Шпаргалкам быть!» — подумал я. Всю необходимую информацию написал на
листах формата А4. Всего 24 листа. …Сразу положил лист на стол, будто это нормально, будто он там и должен лежать. Я вёл себя естественно … Преподаватель несколько раз прошёл по рядам, но ни разу не заметил огромный лист, лежавший на столе…». Спасибо, Самвел! Учтём!

Признаемся, и мы, преподаватели, не без греха! Считается, что именно женщины наиболее изощрённы в способах подготовки шпаргалок. Но наши коллеги, мужчины-филологи, как-то во время кафедральных посиделок открыли нам свои тайны (одна из «продуманных» аспиранток незаметно включила диктофон).

К.В. рассказал, как на первом курсе в зимнюю сессию, сдавая экзамен по фонетике русского языка Татьяне Михайловне Григорьевой, воспользовался шпаргалкой. Профессор вспоминает: «Я знал билеты, но по паре вопросов решил подстраховаться. Написал шпаргалку на тетрадном листе. Были тогда, в советское время, тетради из плотной бумаги, почти глянцевой, ручки на них ещё плохо писали, особенно, когда холодно было (а в университете часто было холодно, и паста в ручках застывала). И вот я сел в аудитории неудобно, потому что зашёл не первым — лучшие места уже были заняты. Билет попался как раз с «моим» вопросом. И вот я сижу, надо доставать листок. Тяну за кончик — раздаётся звук крошащейся скорлупы. Татьяна Михайловна поднимает глаза, я замираю. Она отвлекается, я опять тяну, и опять — то же самое. И так несколько раз! И главное, листок чуть вылез, а дальше — ни туда и ни сюда, застрял. Я понимаю весь абсурд ситуации. Это как с тюбиком: выдавленную пасту обратно не загонишь. Надо доставать! В какой-то момент я настроился. Кх-кх-кх! (ничего другого, кроме как закашлять, не придумал). И резко достал листок. Получилось! Вот тогда я подсмотрел».

В.К., учась в Новосибирском госуниверситете, тоже имел опыт сдачи экзамена со шпаргалкой. Вот его история: «Я когда готовился сдавать экзамен — сочинение (столько текстов надо было знать!), взял пиджак, пришил к полам большие карманы из марли внутри с каждой стороны, положил туда пару текстов. День экзамена. Июль. Жара градусов тридцать. Все в лёгких штанах, рубашках с короткими рукавами, а я — в пиджаке! На самом экзамене сижу мокрый, по мне всё течёт. Преподаватель, Тимофеев Кирилл Алексеевич, говорит мне: «В.К. (он всех на «вы» и по имени-отчеству называл), снимите пиджак». — «Да мне не жарко!» — говорю я. Потом смотрю, из-под полы пиджака нитки от марли, как бахрома, торчат: марля намокла и повисла! Сидел, поправлял, как мог. И всё же воспользовался одним текстом, списал».

А профессор А.П., помимо того, что умудрился однажды списать на экзамене, претендует на авторство одного вида шпаргалки, точнее, на способ списывания. А.П. рассказал следующее: «Зима была, холодно. Валенки были у меня большие. Идея, как списать, пришла сама собой. Подготовленный листочек, улучив момент, я во время экзамена незаметно положил на пол под подошвы валенок. Когда нужно было списать, я раздвигал валенки и смотрел в «просвет» между столом и грудью на лежащий на полу листок. Посмотришь — поставишь ноги на место, запишешь, потом опять посмотришь и так далее. Я считаю этот способ одним из самых удобных, так как руки не задействованы, вроде как не шевелишь ими».

Вот такие забавные истории со шпаргалками!

P.S. Прошу не рассматривать данный текст как инструкцию для создания шпаргалок и их применения. Если преподаватель обнаружит во время сдачи экзамена шпаргалку у студента, то обучающийся может быть удалён с экзамена с неудовлетворительной оценкой.

«Вредные» советы по использованию «шпор»

Если вычленить из эссе студентов их опыт, советы по использованию шпаргалок — к котором, надеемся, вы никогда не прибегнете, — будут выглядеть примерно так:

>> пишите шпаргалки, для подстраховки;

>> никогда не пользуйтесь шпаргалками одногруппников;

>> если не уверены, что сможете достать шпаргалку, не беритесь шпаргалить;

>> создайте иллюзорное ощущение у преподавателя, что всё, что вы делаете во время зачёта, естественно и не выходит за рамки дозволенного;

>> интуитивно преподаватель настроен увидеть телефон или что-то маленькое — клочок бумажки, например, но никак не огромный белый лист;

>> студент должен искренне верить и не сомневаться в том, что шпаргалка должна быть на столе, и в этом нет ничего необычного. Это придаёт уверенности в поведении.

Ирина Владимировна ЕВСЕЕВА, доктор филологических наук, доцент, завкафедрой русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК