Курс русского за три дня

Что такое ложная этимология и языковая аллергия? Чем гуливун отличается от ночуйки? Как назвать жителей посёлка Памяти 13 Борцов и достойно ответить на грубость в Интернете? В чём особенность палиндромов? Всему этому и не только были посвящены задания X Всероссийской студенческой интернет-олимпиады по русскому языку, которая прошла в конце февраля.

Просматривая ответы участников, с удовольствием отмечаю, что нередко студенты, решая задания и фиксируя свой речевой опыт, отражают важные и интересные процессы в языке, делают своеобразный слепок с современной языковой действительности.

Вот Карина РАДИОНОВА (ИФиЯК), отвечая на вопрос об особенностях детского словотворчества, делится своими наблюдениями: «У нас с младшей сестрой разница в возрасте 3,5 года. Помню некоторые её окказионализмы: она называла жеребёнка лошадёнком (кот — котёнок, лошадь — лошадёнок). Когда я называла её невежей, она отвечала: «Будто ты вежа!». И ещё называла трубача дудей (ударение на У), потому что «он на дудке дудит».

Такие примеры ценны тем, что они живые, настоящие, продиктованы желанием самостоятельно мыслить, а не искать трафаретный ответ в Интернете и вставлять его в нужное место.

Как и в предыдущие годы, немало заданий содержало скрытый (да и явный) призыв: «Порассуждайте, ребята!».

В одном из таких заданий нужно было назвать 10 слов-аллергенов, которые могут вызывать отторжение у современных носителей языка. Ответы показали, что аллергию у говорящих вызывают лежащие на поверхности слова-паразиты (типа, блин, короче, это самое, как бы) и с ними в компании слова, ошибочно употребляемые (ложить, пальцАми, звОнит, ихний, извиняюсь и т.п.), англицизмы (креативить, апгрейдиться, мейнстрим, тренд, лайфхак, свитшот, калька с английского Это сделало мой день), сленгизмы, среди которых тоже много англицизмов и искажённых русских слов (ору, флексить, чилим, спс, спок, с ДР). В равной степени раздражение вызывают две полярные вещи — языковая грубость (хаять, досвидос, мочили, училка, журналюга, Гейропа) и языковое сюсюканье (зайчик, котик, клиенточки, фоточки, траллик, автик). К последней группе относится и «материнская лексика» типа беремяшки, пузожители, годовасики. Подробно и интересно разложила такие слова «по полочкам» Анастасия ФЕДОТОВА (ИФиЯК). Засилью уменьшительно-ласкательных слов она даёт такой комментарий: «Частота и количество лексических единиц, употребляемых в такой форме, обескураживает».

Иностранным участникам нужно было написать сочинение, в котором использовалось бы слово лёгкий во всех значениях (а их целых 10!).

Гуманитарии рассуждали о причинах ошибочного написания часто встречающихся в социальных сетях слов «апонент», «аллигарх», «автоназия». В первом случае многие назвали отрицательную приставку а-, которая близка по смыслу слову оппонент, то есть противник в споре. В «автоназии» увидели приставку авто-, подходящую по смыслу (сам принял решение умереть). В «аллигархе» угадали аллигатора: «Считается, что олигархом может стать только тот, кто идёт по головам, кто приносит в жертву других людей. То есть олигарх и аллигатор связаны в сознании некоторых людей на основе общей черты, которую можно обозначить как кровожадность» (Александра АФАНАСЬЕВА, КемГУ).

Негуманитариям пришлось поломать голову над несложным на первый взгляд заданием, в котором нужно было вставить диалектные слова ночуйка и гуливун в предложенный фрагмент из речи охотника и употребить их в нужном падеже: «На … — это ты приготовил, нарубил всё. А тут на … ты не подготовил ничё, просто ночевал». Несмотря на то что значения слов выяснить было не очень сложно (ночуйка — сооружение, шалаш для ночёвки охотника, гуливун — костёр для освещения и приготовления еды), контекст оказался неоднозначным, и ответы встречались прямо противоположные.

Традиционно участникам олимпиады предлагаются задания, у которых должно быть творческое, юмористическое решение. В этот раз студенты-негуманитарии упражнялись в сочинении палиндромов, фраз-перевёртышей (кто не помнит «А роза упала на лапу Азора»?).

Вот наиболее интересные: Кот Ол в лесу сел в лоток (Александра СПИРИДОНОВА, ИЭУиП), Клещи ищи — и щелк! (Александра ПЕТРОВА, ХТИ, филиал СФУ), Дядя Тор влил в рот яд...яд! (Михаил ПАТРИХИН, ИНиГ), Нога Вали била вагон (Татьяна ЭСКЕРОВА, ИУБПЭ).

В интернет-олимпиаде традиционно участвовали представители разных российских городов, это студенты сибирских вузов (Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Новокузнецк, Новосибирск, Томск, Республика Тыва), а также вузов Горловки, Екатеринбурга, Казани, Курска, Липецка, Москвы, Сызрани. И не в первый раз призёрами становятся иногородние участники.


Гуманитарии:

1 место — Александра АФАНАСЬЕВА, КемГУ (Новокузнецкий филиал), 5 курс.
2 место — Юлия УТКИНА, ИФиЯК, 2 курс.
3 место — Наталия БОГОСЛОВСКАЯ, Липецкий государственный педуниверситет, 2 курс; Олеся ВОЛЬФ, Хакасский госуниверситет, 1 курс; Анастасия ФЕДОТОВА, ИФиЯК, 1 курс (магистратура).


Негуманитарии:

1 место — Наталья ВЛАСОВА, ИУБПЭ, 1 курс (магистратура).
2 место — Виталина БОНЧЕНКОВА, ИУБПЭ, 4 курс; Мария ЖАРНАКОВА, ИНиГ, 3 курс.
3 место — Александр ДЕТКОВ, ИУБПЭ, 4 курс; Анастасия ХОДЬКО, ИУБПЭ, 4 курс.


Иностранные студенты:

1 место — Нямбуу Сайнбуян, Тувинский госуниверситет, 2 курс; Му Юйси, Томский госуниверситет, 2 курс (магистратура); Овезова Дарья, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва), подготовительный факультет.
2 место — Кая Ариф, Казанский федеральный университет, 3 курс; Ким Ёнхун, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 1 курс.
3 место — Ван Цзяянь, Томский госуниверситет, 3 курс; Санчес Давила Джосман Даниель, Казанский федеральный университет, 3 курс.

Екатерина КУДРЯВЦЕВА