Краевой Дом искусств: как зарабатывают на прекрасном
Культурные вакансии для неравнодушных соискателей

Говорят, человек по-настоящему счастлив, если нашёл любимое дело. Наш корреспондент Александра МАРКЕВИЧ верит в это и способствует поиску вакансий мечты в нашей постоянной рубрике «Привет, работодатель!». Крупные фирмы, федеральные компании, госструктуры — где попробовать свои силы специалисту без опыта? Берут ли на практику студентов? Какие корпоративные правила лучше знать заранее? Сегодня добро пожаловать в Дом искусств — атмосферное место трудоустройства для тех, кто любит заниматься самообразованием, придумывать интересные события и быть частью команды.

СПРАВКА

КГБУК «Дом искусств» работает в Красноярске 18 лет. Его сотрудники каждый день общаются с писателями, кинематографистами, композиторами и другими служителями муз. С одной стороны, профессиональная задача учреждения — популяризация произведений творческих деятелей, с другой — их же информационная, организационная и материально-техническая поддержка. Просветительская, организационная работа, где каждый день точно не будет похож на другой.

Созидать и общаться

На входе в Дом искусств висит афиша: в ближайшем месяце пройдут фотокросс, межрегиональная выставка «Образ современника», несколько персональных художественных выставок… Просторный выставочный зал, где можно усадить несколько десятков зрителей. Небольшой подиум, рояль. Вокруг на стенах картины — это работы художницы Виктории ДИДКОВСКОЙ, объединённые темой «А красота проста…». Изображения реалистичны, даже кажется, что автор писала этюд в твоих родных местах — тот самый лес и горы, которые каждый раз видишь по дороге на дачу.

В следующей комнате — с потолка до пола полки с книгами.

— Это произведения красноярских писателей, ныне живущих или уже ушедших. Мы используем их в разных проектах, в том числе в образовательном процессе, когда к нам приходят, например, школьники, — объясняет мне Сергей Валерьевич КОСТЫЛЕВ, начальник отдела краевого Дома искусств и старший преподаватель кафедры рекламы и социально-культурной деятельности СФУ. Его речь образная, красивая и грамотная, за каждой фразой слышатся ум и эрудиция. Всё-таки «сотрудник учреждения культуры» — это не просто слова, а наполнение и характер.

— Нам очень важны личные качества работника — коммуникабельность, ответственность, способность к самообучению, инициативность. В соответствии с профстандартами образование должно быть либо в сфере культуры и искусства, либо педагогическое. Мы научим специфике работы за три месяца, однако человек, претендующий на должность, должен быть с определёнными этическими принципами и мировоззренческими установками, — открывает секреты Сергей Костылев. — Все рабочие коллективы конфликтны от природы, но наша задача — гармонизировать отношения внутри. Существуют негласные этические нормы: не подставляй, помоги. Ошибки встречаются у всех, и очень важна поддержка друг друга. Так сложилось, что среда нашего учреждения отвергает карьеристов, которые готовы идти по головам. Должно быть чувство плеча. В команде довольно комфортный психологический климат, в том числе для молодых сотрудников, и мы этим дорожим.

Трудоустройство кандидата проходит поэтапно: рассматривают резюме, назначают собеседование. Важно, чтобы соискатель не опаздывал на первую встречу, был опрятно одет (дреды, пирсинг и стиль casual в госучреждении не приветствуются) и, самое главное, умел общаться.

— Художники, композиторы, кинематографисты, другие представители творческих профессий — люди тонкой душевной организации, к ним нужен особый подход. Часто капризны, заняты, пребывают в своих размышлениях. Чтобы наладить с ними контакт, нужно уметь общаться и владеть ситуацией, — продолжает Сергей Валерьевич. — Мы оцениваем речевую культуру потенциального работника, ведь, например, писатели каждый день работают со словом, они сразу почувствуют, если с ними говорить небрежно.

На собеседовании обязательно спрашиваем о хобби. Люди, увлечённые чем-то, как правило, неравнодушны и в работе. И наоборот: отсутствие увлечений — показатель аморфности, безынициативности. А в культуре без инициативы нельзя.

Наши сотрудники сами придумывают и предлагают креативные идеи проектов, которые получают поддержку и воплощаются в жизнь. Так в этом году произошло с проектом «Краевой смотр-конкурс литературных объединений имени сибирского писателя Анатолия Ивановича Чмыхало». В преддверии его юбилея наш работник предложил проект, который успешно состоялся, в том числе благодаря дочери писателя, доктору философских наук, профессору СФУ Ольге Анатольевне КАРЛОВОЙ.

Также мы выигрываем гранты, ищем дополнительные источники финансирования, боремся за аудиторию. В Красноярске каждый день проходят десятки интересных мероприятий, чтобы оставаться конкурентоспособными, нужно постоянно меняться — проводить квизы, квесты, перформансы... Даже если говорить о наших писателях: все знают, пожалуй, лишь Виктора АСТАФЬЕВА, Анатолия ЧМЫХАЛО, Романа СОЛНЦЕВА. А на самом деле у нас богатейшее наследие, тот же Николай УСТИНОВИЧ, имя которого носит улица в Красноярске. Чтобы популяризировать авторов и их творчество, мы придумываем просветительские мероприятия.

На базе Красноярского техникума транспорта и сервиса раз в год проводим «Краевой конкурс исполнителей художественного слова». Обязательно посвящаем событие юбилею того или иного красноярского писателя: на открытии даём биографическую краткую справку, рассказываем о его книгах. Ребята со всего края хотя бы через подготовку к конкурсу проникаются, сопереживают героям произведений, узнают об авторах-земляках. Это и есть наша работа.

Культурные будни

«Дом искусств» расположился в самом центре, два шага направо от красноярской Триумфальной арки — и вы на месте. Около входа стены расписаны граффити — известные полотна и вдохновляющие надписи. Знаменитая пара с картины Марка ШАГАЛА «Над городом», а чуть левее от неё фразы «Цените людей, способных делать для нас прекрасное» и «Искусство — в нас, мы —
в искусстве».

Разгар рабочего дня. Сотрудники печатают афиши, сверяются с календарём, набирают тексты, говорят по телефону. Работа в Доме искусств волнообразна от проекта к проекту: горячая пора проведения международных, межрегиональных мероприятий (когда в программе по 150 творческих встреч) сменяется более спокойной, подготовительной.

— Помимо продвижения творчества наших деятелей мы создаём для них клубную атмосферу — встречи, беседы. Если раньше членство в Союзе писателей давало социальную защиту, шёл стаж, то сегодня писательство — досуг, а где-то ещё ты должен зарабатывать. Авторы нуждаются в каком-то взаимодействии — повспоминать, пообщаться, — рассказывает Сергей Костылев, — Одновременно мы оказываем всевозможную поддержку. Например, в нашем крае проходит «Конкурс лучших творческих работников» на получение 100 тысяч рублей. Мы как учреждение помогаем с участием: писатель Анатолий ЗЯБРЕВ, ветеран Великой Отечественной войны, человек почтенного возраста, естественно, ему сложно оформлять характеристику, ходатайство, заявление… Мы собрали пакет документов для него, и автор получил приз в 100 тысяч, смог поддержать себя и свою семью материально.

Хотя рабочий день в Доме искусств с 9.00 до 18.00, график здесь скорее ненормированный, так как специалисты проводят очень много вечерних мероприятий. За них дают отгулы, добавляют три дня к отпуску. Возможны командировки в районы края, чаще всего трёхдневные — с пятницы по воскресенье. Полный социальный пакет, белая зарплата. Работник-новичок может рассчитывать на 25 тысяч рублей в месяц. Система оплаты балльно-рейтинговая, так что критерии для повышения гонорара известны, и активные соискатели скоро начинают получать больше.

Окружение — золото

Пожалуй, самый главный плюс работы в команде Дома искусств — ежедневное окружение. Художники, писатели, поэты, кинематографисты отличаются глубиной взглядов, оригинальным мировосприятием. Они видят то, мимо чего многие пройдут, думают по-другому, тонко чувствуют изменения жизни, умеют обобщать. Это совсем другой уровень общения с миром и людьми. Неслучайно на творческих встречах, например, с Николаем ЕРЁМИНЫМ или Михаилом ТАРКОВСКИМ всегда ажиотаж.

Ещё одна интересная тенденция: из Дома искусств увольняются редко, в основном уходят в декрет или, продвигаясь по карьерной лестнице, переходят на более высокие должности в другие учреждения. Яркий пример — Лариса АНТРОПОВА, нынешний директор красноярского Дома кино, выпускница ИФиЯК СФУ. Её карьера началась в Доме искусств.

— Когда приходишь на первую работу, ты ещё полон сомнений — а твоё это вообще или нет? Впервые сталкиваешься с задачами, которые нужно выполнить, но при этом многие вещи видишь по-своему в силу незамыленности глаза, под другим углом. Дом искусств даёт возможность экспериментировать начинающим сотрудникам, там действительно есть определённая творческая свобода, — делится своими впечатлениями Лариса Антропова. — Разумеется, работая в таком месте, нельзя не любить культуру и искусство. И нельзя не любить людей. Здесь я совершенно не рисуюсь, но я очень люблю творческих людей — люблю их видеть, слушать, хочу проводить с ними время. Благодаря им я вижу обратную сторону себя.

За 5 лет работы с Союзом кинематографистов мы исколесили весь Красноярский край! Побывали в глухих посёлках и деревнях, показывали кино, устраивали творческие встречи, вели обсуждения. Среди кинематографистов есть уникальные личности, которые могут очень сильно вдохновить своим примером. Именно благодаря работе в «Доме искусств» я нашла дело, которому хочу посвятить свою жизнь: заниматься кино, но не производством, а продвижением. Это отдельная сфера — постпродакшн, я хочу помогать донести кино до зрителей! Тем более что в Красноярске есть небольшие киностудии, где снимают документальные фильмы, которые берут множество премий на фестивалях по всему миру.

Узнать много нового о людях, родном крае, получить организаторский опыт, а в будущем и интересно трудоустроиться — можно, если попасть в «Дом искусств» на производственную практику (через дирекцию Гуманитарного института СФУ). Или стать волонтёром: помощников набирают в преддверии каждого крупного проекта, так что стоит следить за объявлениями «Дома искусств» в социальных сетях.

Александра МАРКЕВИЧ