Как презентовать текст

Ни одна конференция, ни одно мало-мальски публичное мероприятие не обходятся без презентации. Вот только иногда складывается ощущение, что каждый выступающий по-своему понимает её назначение. А ведь должны существовать общие представления, когда не каждый по отдельности, а все вместе знают и понимают, как и для чего создаётся презентация, каковы её цели.

Существует четыре вида речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. Возможно, кого-то смутит немного не по-современному звучащее «письмо», но я уточню: текст либо произносится, либо создаётся на какой-либо поверхности, которая для нанесения знаков должна быть подготовлена, то есть специально обработана. Обработка по латыни — facture. Много сотен лет люди пользовались бумажной фактурой. Причём бумага служила верой и правдой и тогда, когда печатное письмо потеснило рукописное.

Сейчас бумага тоже весьма востребована, но её использование можно назвать прикладным: она необходима, когда есть нужда распечатать уже готовый текст. А сам текст пишется не на бумаге. Его мы как правило создаём на экране монитора, как принято в таких случаях говорить, в виртуальной реальности, то есть лист бумаги перед нами как будто есть, вот его параметры, вот текст на него мы наносим, и в то же время его ни потрогать, ни смять, ни разорвать с досады, ни сложить прямоугольником или квадратом. Потому что текст стал возникать опосредованно через техническое средство — компьютер. Наша речь стала обрабатываться с помощью оцифровки — очередного технического новшества в сфере создания и хранения текстов.

Человек постоянно находится в поисках новой фактуры, хотя само понятие фактура речи в научный оборот ввёл известный филолог Юрий Владимирович РОЖДЕСТВЕНСКИЙ не так давно — в 1979 году. Он же и назвал виды речи, различающиеся фактурой: устная, письменная, печатная и массовая коммуникация. Цифровая (или электронная) фактура тогда ещё не была актуальна. Но сейчас она востребована и ставит перед автором ряд вопросов.

Один из них: поменяет ли текст свои качества, если его нанести на бумагу вручную или создать с помощью компьютера? Не будем касаться сложного вопроса каллиграфии — красивый почерк, наверное, скоро отомрёт за ненадобностью; или, наоборот, придёт на него мода как на всё редкое, сделанное вручную. Мы зададимся другим вопросом: в тексте должно поменяться что-то существенно?

Лидия ЧУКОВСКАЯ записывает в своём дневнике 18 января 1957 года: «Анна Ахматова была огорчена, что ей нахамили в редакции Гослитиздата: «Я хочу, чтобы книга называлась «Стихотворения Анны Ахматовой», а они требуют «Анна Ахматова. Стихотворения». Моё заглавие, немного старинное, подходит к моим стихам, а это телеграф».

Всего три слова — Анна, Ахматова, стихотворения. И в одном случае — название книги, во втором — телеграмма, телеграфный стиль. А если вернуться к началу моей заметки: в одном случае — текст доклада, в другом — текст презентации. Доклад — фактура устная, презентация — электронная. А фактура существенно влияет на стиль речи, и не замечать этого нельзя!

Презентация — не краткий или развёрнутый конспект доклада! Не надо путать conspectus (лат.) — обозрение, обзор, очерк и praesento (лат.) — представление. Поэтому, например, на слайдах не место длинным цитатам! Что ещё неуместно использовать в презентации?

Цветной фон, мешающий читать текст.

Более трёх разных шрифтов, лучше ограничиться двумя.

Неуместен большой контраст в размере шрифта между заголовком и основным текстом слайда: нельзя заголовок делать 40 кеглем, а текст — 20.

Презентация — цельный текст, состоящий из нескольких слайдов. Её уместно сравнить с книгой, которая состоит из нескольких глав. Вы видели, чтобы одна страница книги была напечатана одним шрифтом, а другая — другим, следующие — третьим? В каких-то специальных целях это возможно, но научная или деловая презентация должна быть от начала до конца выдержана в едином стиле: единство оформления слайдов, единство выбранных шрифтов, единство их размеров. Пожалуй, это самая распространённая небрежность в оформлении презентаций.

Хотя, возможно, ещё больше распространена другая ошибка: громоздкие, многострочные слайды, которые к тому же выступающий «озвучивает», то есть читает вслух то, что написано на слайде! Это двойная ошибка: читать слушатели умеют сами, на доклад они пришли слушать автора текста, его собственные мысли с краткими ссылками на авторитетное мнение или с отсылками к важным первоисточникам. Читать вслух написанное на слайде — значит смешивать две фактуры речи, что недопустимо. Чтобы этого не произошло, в научном сообществе принято большие примеры (так называемый иллюстративный материал) раздавать распечатанными. Этот особый жанр письменного текста называется хендаут, или раздаточный материал.

В целом разговор о специфике фактуры речи и о презентации завершён. Но не могу не привести цитату из рассказа Василия ШУКШИНА «Чудик»:

«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Тчк. Васятка».

Телеграфистка, строгая красивая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

— Составьте иначе. Вы — взрослый человек, не в детсаде.

— Почему? — спросил Чудик. — Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали…

— В письмах можете писать что угодно, а телеграмма — это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка».

Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий».

Это я к тому, чтобы наши презентации не напоминали ветку сирени, которая упала на грудь…

Алевтина СПЕРАНСКАЯ,
кафедра русского языка и речевой коммуникации ИФиЯК