Экскурсии по-новому

Любовь КАРПУХИНА — третьекурсница Гуманитарного института, а ещё — руководитель студенческого экскурсионно-туристического бюро СФУ. С ней мы побеседовали о том, чем занимается бюро, какие хитрости есть у экскурсоводов, что самое сложное в этой профессии, можно ли присоединиться к команде и о многом другом. Вперёд!

— Любовь, как появилась идея создания бюро?

— Всё началось с совместной с Мариной Николаевной АКСЁНОВОЙ, старшим преподавателем кафедры истории России, идеи. Сначала мы планировали просто проводить экскурсии в сотрудничестве с разными структурами университета — центром довузовской подготовки, международными центрами и другими, откликаться на конкретные запросы. Так мы провели экскурсии для участников Сибирского исторического форума, гостей университета. Но со временем поняли, что этого мало. Многим ребятам понравилось то, что мы делаем, и стало понятно: нужно расширяться и заниматься экскурсиями всерьёз.

— Студенческому экскурсионно-туристическому бюро ещё нет и года, а вы уже стали победителями гранта Росмолодёжи.

— Всё верно, весной этого года мы победили во Всероссийском конкурсе молодёжных проектов среди вузов и получили свой первый грант — 250 тысяч рублей. Это помогло нам официально закрепить за собой статус независимой организации на базе Гуманитарного института СФУ и начать воплощать наши идеи: обучение экскурсоводов, техническое оснащение бюро.

— Обучение для новичков вы начнёте уже в сентябре. Чему будете учить?

— Многие ребята хотят быть экскурсоводами, но им не хватает ораторского мастерства. Бывает, что во время экскурсий начинающие экскурсоводы стесняются, говорят тихо. Я расскажу, как преодолеть это, как развивать в себе качества оратора. Также планируем провести мастер-классы с экскурсоводами-практиками и приглашёнными гостями.

— А как попасть в бюро? Какой будет конкурс для потенциальных экскурсоводов?

— Как такового отбора у нас нет, ждём всех желающих вне зависимости от института. У нас любой сможет реализовать свой потенциал. Например, бюро будет полезно студентам-историкам, журналистам, ребятам, которые учатся на направлении «Туризм». Главное для нас — искренний интерес и желание.

— Нужно ли какое-то специальное оборудование, чтобы работать экскурсоводом?

— Когда проводятся обзорные экскурсии — по кампусу университета, по городу, — нужно оборудование, которое усиливает громкость голоса. Мы используем мегафоны, беспроводные усилители звука и микрофоны. Это особенно помогает осенью и зимой, когда ветер буквально уносит слова. А ещё у нас есть планшеты, бейджи. До победы в гранте нам помогал с оборудованием университет, а теперь планируем купить собственное.

— Расскажите, о «незаезженных» местах, про которые многие не знают, а посетить их интересно! Есть такие точки в кампусе?

— Очень интересное место, о котором многие не знают, — это Музей СФУ. Экспозиция на входе в библиотеку — это малая его часть. Когда мы проводили экскурсию по кампусу с длительным посещением Музея СФУ, всем очень понравилось.

Ещё одно место — лаборатория ИФБиБТ, экскурсанты всегда остаются в восторге. Тем более туда вряд ли получится попасть не в рамках экскурсии.

— Что ещё на маршруте всегда беспроигрышно?

— Шквал восхищений вызывает скульптура Даши НАМДАКОВА «Трансформация». Наши девочки — в основном искусствоведы, культурологи — умеют рассказать о ней. Ещё поражает главный корпус СФУ на Свободном. Его колодцы часто сравнивают с Хогвартсом, где лестницы перемещались сами по себе. Настоящая головоломка для новичка — понять, как из второго корпуса попасть в четвёртый! Мы также рассказываем, что корпус, где находится Гуманитарный институт, построен в форме ключа, нашим слушателям интересно рассматривать эти архитектурные решения.

— Как вы считаете, экскурсоводу достаточно быть хорошо информированным, подготовленным или ещё необходимо личное обаяние, харизма?

— Конечно, экскурсовод должен обладать харизмой, притягивать к себе людей. Экскурсия в виде монотонного чтения по бумажке — это совершенно неинтересно и мучительно для слушателей. Экскурсовод должен хорошо владеть материалом, уметь разбавлять информацию интересными фактами, игровыми моментами. Плюс это человек, готовый к любому стечению обстоятельств: как правильно вести себя, если заметил, что слушатели устали? Что делать, если кому-то стало плохо? Отдельно готовим наших экскурсоводов к каверзным вопросам, которые могут задать участники экскурсий. Даже если не знаешь ответа, нужно уметь выпутаться из неудобного положения. И сделать это так, чтобы не задержать экскурсию, которая строго регламентирована по времени.

— Сколько в среднем длится экскурсия?

— От часа-полутора (экскурсия по кампусу университета) до шести (обзорная экскурсия по городу с завтраком, обедом и перерывом на прогулку). Поэтому мобильность и выносливость — тоже важные качества для экскурсовода. Нужно довольно много энергии, чтобы нести большой мегафон, громко в него говорить, при этом направлять людей. Самое сложное — рассказывать на ходу, многие с этим не справляются. Когда ты поднимаешься к часовне Параскевы Пятницы зимой, в гору, сквозь холодный ветер, нужно находить в себе силы рассказывать так, чтобы у людей остались максимально приятные впечатления.

— Есть ли у экскурсоводов профессиональные хитрости?

— Например, тренироваться говорить в мегафон заранее. С этим как-то у нас вышел забавный случай: девочки, которым предстояло проводить экскурсию, ни разу до этого не пользовались мегафоном. Тут ведь свои тонкости: нужно говорить чётко, разборчиво, держать мегафон правильно, иначе получится просто шум. Вот мы и вышли из корпуса, чтобы потренироваться, а вслед за нами — охранник. Думал, мы митинг проводить собрались. Пришлось объяснять ситуацию.

— Вы следите за тенденциями в вашей сфере? Что бы хотели воплотить?

— Нам очень интересен тренд онлайн-экскурсий. Думаем сделать нечто подобное, например, для абитуриентов. В планах бесплатная экскурсия для пожилых людей и разработка необычных маршрутов — по красноярским храмам или неявным городским достопримечательностям, таким как цветная лестница на набережной, музей «Площадь Мира» и др.

Экскурсии, на мой взгляд, незаслуженно теряют свою актуальность. Хотелось бы создать новый формат, отличный от классического, который будет интересен и доступен для всех — студентов, пожилых людей, школьников.

— Что нужно изменить, чтобы экскурсии зазвучали по-новому?

— В нашем случае главное — что экскурсии будут звучать из уст молодых людей. Студенты полны жизни, энергии и инициативы, они, как никто другой, могут вызвать интерес у слушателей, поделиться своими эмоциями. Мне кажется, как раз этого не хватает. Есть тут, конечно, и другая сторона. Бывает, первая реакция, которую вызывает молодой экскурсовод, — недоверие: «он точно компетентен?». Но это вопрос не возраста, а отношения к своему делу. Мы стараемся проводить экскурсии так, чтобы сомнений в компетентности не оставалось, и готовы этому научить.

Поэтому ждём всех заинтересованных студентов. Не нужно стесняться, если не уверены, что проводить экскурсии — это ваше, то можно попробовать свои силы в качестве организатора или в работе с текстами. Мы открыты к сотрудничеству, независимо от вашей специальности. Главное — это энтузиазм и желание развиваться.

Анна ГЛУШКОВА