Обложка

Игры возраста

Что испытывает человек по мере взросления? Как должно быть устроено образовательное пространство для развития личности в разные периоды жизни? Говорим об этом с Оксаной ОСТРОВЕРХ, известным специалистом в области развивающего обучения, исследования динамики учебной самостоятельности в разных возрастах, проектирования образовательных пространств.

— Оксана Семёновна, психология какого возраста изучена лучше всего?

— Есть разные направления в возрастной психологии: детская (которая тоже делится на периоды: психология младенческого возраста, раннего детства, дошкольного возраста и младшего школьного возраста), подростковая, юношеская, психология взрослых людей и геронтопсихология.

Если раньше считалось, что мы многое знаем о каждом возрасте, можем описать особенности развития когнитивных и личностных процессов, то сейчас, в связи с быстрыми изменениями в общественной жизни, с влиянием цифровой реальности, меняются характеристики взросления и развития человека. Например, имеет место феномен клипового мышления, когда современные дети воспринимают мир с помощью ярких коротких образов, фрагментарно; они меньше читают, способность к анализу и критическому восприятию информации снижается. С клиповым мышлением не рождаются, оно воспитывается. Отсюда вопросы: какие характеристики мышления мы имеем и как в условиях цифровой реальности строить новые образовательные программы?

Лаборатория возрастной психологии и практик развития Департамента науки и инновационной деятельности СФУ создана в 2021 году для реализации проекта «Зеркальные лаборатории» совместно с НИУ ВШЭ. Цель — проведение совместных научных исследований, направленных на решение одной из ключевых проблем современного детства — развития автономии и самостоятельности у детей разных возрастов. Второе направление работы лаборатории — разработка курсов для преподавателей по деятельностным практикам развития и консультирование представителей образовательных учреждений на местах. Сотрудники лаборатории — кандидаты психологических наук Е.Ю. Федоренко, К.С. Калиновская, О.В. Александрова и младший научный сотрудник Софико Кукава — являются специалистами в области клинической и возрастной психологии.
Совместный семинар с коллегами из ВШЭ

Совместный семинар с коллегами из ВШЭ

Возраст пожилых людей также привлекает внимание исследователей. Начинают открываться Серебряные университеты, отвечающие потребностям и запросам людей старшего возраста. Человек, завершивший трудовую деятельность, хочет вести активную жизнь, иметь возможность сменить профессию и остаться на рынке труда, испытывает потребность в освоении современных технологий, повышении финансовой и правовой грамотности. Как должны быть устроены образовательные программы с учётом этого возраста? Здесь зона перспективных исследований педагогической психологии.

Или психология возрастных кризисов. Каким, например, должно быть действие взрослого, чтобы не разрушать, а поддерживать личность ребёнка?

— Два года назад в СФУ была создана научно-исследовательская лаборатория возрастной психологии и практик развития, которую вы возглавили. Сотрудники лаборатории всеми этими вопросами занимаются или сконцентрированы на чём-то конкретном?

— Современная психология — на этапе переосмысления самой себя: пересматриваются особенности разных возрастов и их границы, нейронауки кардинально меняют процесс образования и управления, ежедневно появляются новые данные в области психологического здоровья и нездоровья. Сотрудники нашей лаборатории особое внимание уделяют становлению инициативы и самостоятельности детей, определению действий педагогов и родителей. К примеру, с коллегами из НИУ ВШЭ мы пробуем объяснить, как под влиянием представлений педагогов и родителей о самостоятельности складываются эффективные или неэффективные педагогические и родительские практики. Ведь родители, даже когда замечают неэффективность своего действия, продолжают его использовать или стараются всё сделать за ребёнка, не давая ему возможности проявить свою инициативу, хотя желание иметь самостоятельного и успешного ребёнка достаточно высоко.

— Часто ли люди не соответствуют своему возрасту? И является ли это признаком психологического нездоровья?

— Тема «психологического возраста» в контексте «психологического времени» человека теоретически наименее разработана, но интересна. Этим, например, занимались Александр КРОНИК, Евгений ГОЛОВАХА и др. Психологический возраст действительно может не совпадать с хронологическим, записанным в свидетельстве о рождении. Более того, хронологический возраст иногда полностью утрачивает значение во внутреннем мире человека. Например, в 60 лет человек чувствует себя тридцатилетним и наоборот.

Когда достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он чувствует себя старше. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Исследования показали, что такие отклонения встречаются достаточно часто, и само по себе это не является проявлением клинического случая.

— Почему возникает конфликт поколений, ведь, казалось бы, старшие должны помнить себя в молодости?

— Конфликт поколений способствует прогрессу общества и разрядке напряжённости, является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, как писал американский социолог Л. ФОЙЕР.

Новому поколению даже нужно, чтобы было сопротивление.

Но важно удерживать конфликт в культурной рамке, позволяющей в процессе столкновения оформлять собственные интересы и лучше узнавать другую сторону. С точки зрения культурно-исторической психологии в этом конфликте упаковано притязание нового поколения на собственные самостоятельные и ответственные пробы как показатель взросления. Такого рода конфликт не может быть разрешён раз и навсегда, он является необходимым инструментом взросления.

— Что характерно для возраста студентов?

— Возрастные границы юности условны. Ранняя юность с 15 до 17 лет, кризис юности с 17 до 21 года, поздняя юность с 18 до 21-23 лет. В некоторых периодизациях этот возраст делится на юношеский и период молодости (от 21-23 до 30 лет).

Новая аудитория имени профессора Б.И. Хасана —  иное образовательное пространство для студентов

Новая аудитория имени профессора Б.И. Хасана — иное образовательное пространство для студентов

Юношеский возраст связан с активной жизненной позицией, самоопределением, формированием собственных убеждений и ценностей, осознанием собственной значимости. Человек в этом возрасте конструирует свой жизненный план возможных целей и действий в нём. Наряду с этим американский учёный Эрик ЭРИКСОН считает, что для этого возраста характерен психосоциальный кризис, поскольку человек строит свою эго-идентичность. Опасность юношеского периода состоит в том, что может происходить либо становление подлинной, либо преждевременной и размытой идентичности. Размытая идентичность — это когда молодые люди не пережили кризиса, не исследовали варианты развития, не выработали чётких убеждений и т.д. Такие люди испытывают сомнения в себе, склонны к самокритике, самоуничтожению (с этим связан рост суицидов). Чтобы снизить тревожность, вызванную размытой идентичностью, они могут замкнуться в себе, пристраститься к наркотикам или алкоголю и проч.

Есть и другая идентичность, преждевременная, когда профессиональный выбор определён родителями. Молодой человек не может разобраться, где его собственная цель, а где планы, составленные за него. Такие люди или проявляют сильный конформизм, или стремятся к защищённости, поддержке.

Чтобы произошла подлинная идентичность, человек ещё в подростковом возрасте должен сам выстраивать поле своих проб и учиться с помощью взрослого как посредника определять баланс между самостоятельностью и ответственностью.

— Ваша лаборатория обучает практикам развития?

— Мы пытаемся организовывать такие практики, в том числе для студентов СФУ. В профессиональной компетентностной модели (Т.М. КОВАЛЁВА) выделяется 3 группы навыков: hard, soft и self skills. Нас интересуют прежде всего умения и навыки, связанные с самоопределением, самостоятельностью и самоорганизацией человека. Речь об учебной самостоятельности и самоорганизации — умении распределить своё время, оценить, что знаю и что ещё не знаю, и выстроить поле инициативных проб — реализовать свою индивидуальную образовательную программу. В своей практике мы используем разные технологии и инструменты, например, личностно-ресурсное картирование, оргдеятельностные семинары и игры и др.

— Как вы считаете, в школьную программу имеет смысл вводить хотя бы один урок по возрастной психологии, чтобы дети знали: то, что с ними происходит, не исключительно.

— Такая практика уже имеется. Например, в гимназии №1 «Универс» есть курс «Интересы, ценности и нормы» (авторы Б.И. Хасан, А.В. ДОРОХОВА), в котором подростки узнают, какие могут быть типы конфликтов и как их можно разрешать; овладевают инструментами, учатся вести диалог, понимать другого. Задача школы и вуза — создать такие условия, когда участники в игровых и реальных ситуациях осваивают способы разрешения конфликтов и стратегии ведения переговоров.

— Что в школе должно принципиально поменяться с психологической точки зрения?

— Главная проблема сегодня — обучение идёт само по себе, а взросление — само по себе. И как при этом ребёнок станет субъектом собственной учебной деятельности? Научится ли ставить задачи, планировать своё время, нести ответственность за свой выбор, если за него всё решают взрослые, если тип отношений со взрослыми существенно не меняется на протяжении всей учёбы в школе? Как должна быть организована образовательная среда для становления и формирования разных видов детской самостоятельности?

Темой развития агентности, самостоятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста наша лаборатория и занимается — совместно с Центром исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.

Так, мы разрабатываем модель и инструменты диагностики разных видов самостоятельности дошкольника и младшего школьника. Полученное знание о личности ребёнка через призму его профиля самостоятельных действий (игровых, учебно-познавательных) позволит нам более эффективно выстраивать педагогические и родительские стратегии по поддержке детей в их развитии и обучении.

Также наша лаборатория разработала курс по деятельностным практикам развития для преподавателей университета, который сейчас реализуется в Институте непрерывного образования СФУ. Мы делимся с коллегам своими технологиями и инструментами, помогающими работать со студентами в контексте становления их самоопределения и самостоятельности (группа умений и навыков self skills).
Поступило предложение о сотрудничестве от МГПУ, в магистратуре которого происходит апробация авторского спецкурса «Образовательное пространство как пространство развития». Востребованы наработки лаборатории и другими вузами и школами.

Особенности возраста студента, в котором выделяется кризис юности 17-21 года

1. Это возраст сознательного самоопределения, ведущей деятельностью которого является учебно-профессиональная деятельность.
2. В интеллектуальной сфере новообразованием становится теоретическое мышление, поиск закономерностей и принципов, широкие обобщения, склонность преувеличивать силу своего интеллекта и знаний.
3. В юношеском возрасте происходит самопознание как присвоение определённых ценностей, осознание их как своих собственных, и самореализация — воплощение этих ценностей в определённых видах деятельности. Появляется установка на сознательное построение своей жизни.
4. Возрастным новообразованием является «жизненный план», где рассматривается не только конечная цель, но и способы её достижения в соотношении с личностными ресурсами и условиями.
5. В социальном плане свойственно осознание себя как части социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Нарастает потребность в дружеском, социальном и интимном общении.
6. В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, т.к. свойственна рассогласованность между уровнем притязаний и самооценкой, противоречивость образа «Я».
7. Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других.
8. Опасность стадии — ролевое смешение, диффузия «Я»-идентичности. За кризисом идентичности следует обретение «взрослой идентичности» либо задержка в личностном развитии (синдром патологии идентичности).

Заглавное фото: Молодёжка СФУ здесь

Похожие материалы