Обложка

«Сейчас я тюлекотик…»

Как-то в одном из рассказов на Дзене встретилось слово «богически» в значении «божественно». Вот зачем? Но иногда авторское употребление бывает своеобразным и точным. А с учётом того, что в ноябре отмечается День придумывания новых слов, мы решили выяснить, как обстоит дело со словотворчеством у студентов и сотрудников университета.

Яна ШАЕР, ИЦМ, 1 курс магистратуры: «Мы с папой в детстве мечтали в шутку, что я стану популярной, как мой кумир Ханна Монтана, или напишу книгу (я её так и не дописала). И он мне даже придумал псевдоним «Этника Глушеная». До сих пор меня так называет временами.

Также мы с папой смотрели мультфильм «Валидуб», когда мне было шесть лет. Там главный герой пел песню, и мы запомнили, что он называл себя «сикиндрическим». В нашем понимании это означало «самый крутой». Через 10 лет пересмотрели мультфильм ради этой песни и не услышали этого слова. Мы вбивали его в интернете, но также ничего не нашли. Это можно назвать эффектом Манделы. Тем не менее слово надёжно закрепилось в нашей семье».

Наталья КОПАЕВА, выпускница ИФиЯК: «К окказионализмам, которые я употребляю, можно отнести «полный Парфенон» — аналог полного фиаско. И «тюлекотик» — обозначение сонного состояния с утра, когда не хочется куда-то ехать».

Дмитрий БОРИСОВ, ИНиГ, 1 курс: «Я всегда говорю «наполопам» а не напополам. Людей в моём окружении это веселит. Ещё друзья говорят «гул», это значит гулять: пойдём гул на улицу!».

Ангелина ГРАЧЁВА ИППС, 2 курс: «Мы вместе с моим молодым человеком вместо «шоколадка» произносим «кошоладка». Получилось случайно, когда я перепутала слоги местами. Но теперь шоколадки мы не называем иначе».

Юлия ХАБАРОВА, старший преподаватель ИЭГУиФ: «Решили подойти творчески и специально к этому опросу придумали в моей семье несколько словечек. Кто знает, вдруг они войдут в нашу речь? «Звукоотпуск» — время, проведённое в погружении в музыку с помощью наушников, для отключения от окружающего мира. «Чиллопотам» — человек, который мастерски владеет искусством расслабиться и наслаждаться безмятежностью жизни. Согласитесь, всем нам иногда хочется быть чиллопотамом и уйти в звукоотпуск!».

Виталий КЛИМЕНКО, ИФКСиТ, 1 курс: «Делюсь наиболее популярными словами из речи друзей. «Монетить» — разорять, «кочевряжить» — тащить что-то, «человекопул» — буллинг по-русски, «болунг» — зверёк. Можно иногда сказать лучшему другу: ты что как болунг себя ведёшь?».

Анжелика ЛАНДИНА, редактор газеты «Новая университетская жизнь»: «Я люблю образовывать новые словечки, это для меня словесная игра. Могу легко «выдать» по несколько слов в день. Например, если что-то сделала не очень хорошо, могу сказать «я тут накорявила» (глагол действия объединён с оценочным прилагательным — «сделала коряво»). Про спектакль могу сказать «таксебейный». Но эти словечки сиюминутные, не ровня введённым в русский язык Карамзиным «благотворительность», «вольнодумство», Ломоносовым — «градусник», Северяниным — «бездарь» и прочее.

Есть одно слово, которое я придумала, не зная наименования посуды, в которой переносят торт (моя подруга так и говорит «переноска»). У меня родилось слово «тортышница». И хотя потом выяснилось, что есть «тортница» или «тортовница», мне моё слово нравится больше».

Анна БАШЛЫКОВА, выпускница Института гастрономии: «Сразу вспомнилось слово «отсохнуть» в значении восстановить, реабилитировать. Связано с историей про контактные линзы. Один раз у меня потерялась линза. Когда я её нашла уже высохшую, сказала: может, можно её отсохнуть? Все долго смеялись, и сейчас это слово порой употребляем».

Екатерина КОМИССАРОВА, начальник отдела сопровождения НИРС, грантовой поддержки и международного сотрудничества ИТиСУ: «В нашей семье порой звучит слово «топотытные». Это мелкая сдача, которую можно оставить себе в качестве вознаграждения, когда кто-то отправляет тебя в магазин (по аналогии со словом «чаевые»)».

Татьяна БУРМЕНКО, старший преподаватель ИУБП: «Тогда я только-только научилась говорить. Мои родители собирались по делам и брали с собой документы. А я без документа, мне ничего не дают. Поэтому и сказала: «И мне «кумент» нужен». С тех пор у нас документы называются исключительно так».

Юлия ПАК, преподаватель ИФиЯК: «В нашей семье, хоть и редко, можно услышать «дуцкий»— дурацкий. В детстве так с братом говорили, родители от нас переняли».

Валерия РУДСКИХ, замдиректора ИСИ: «Историй создания уже не помню, но слова живут в семье и среди окружения. «Продлена» — проблема, «блинница» — Масленица, «сервисить» — сервировать».

Ксения КАЛИНОВСКАЯ, доцент ИППС: «Хмурей мы называем глубокую складку на лбу между бровями. Изначально в семье использовалось выражение «разгладь хмурю!», когда кто-то долго и сердито смотрит в телефон, решая рабочие вопросы. Когда родился ребёнок и в первый же день показал, как умеет собирать свои бровки в эту складку, родилась фраза «хмуря 10-го уровня». В отличие от хмури обыкновенной эта означает крайнюю степень возмущённости».


И небольшой комментарий филолога по поводу того, считать ли такие слова неуместными, засоряющими язык, или, наоборот, подобные игры с языком говорят о его потенциале.

Алевтина СПЕРАНСКАЯ, кандидат филологических наук:

— Знаете, почему так популярны пословицы и поговорки? Потому что появление их вынуждается ситуацией, силою обстоятельств. А это значит, что в языке живёт и выживает всё нужное. Иногда это нужно лишь небольшой группе людей — семье. Или группе побольше — жителям определённой местности. Или ещё больше — целому поколению. Тогда возникают слова молодёжного жаргона, диалекты, ойколект (это язык, на котором общаются самые близкие люди, чаще всего в семье).

Такие слова не создаются искусственно, они возникли благодаря обстоятельствам жизни и оказались востребованными на долгое или некоторое время. Мне особенно милыми и интересными кажутся детские и домашние словечки, потому что в них видна речевая целесообразность и реализация мощнейших возможностей языковой системы (изучением детского языка занимается специальная наука — онтолингвистика).

К искусственному придумыванию слов этот процесс не имеет никакого отношения. Что подразумевать под искусственным? Например, попытки ввести в современный лексикон «незаслуженно забытые слова» или «развить корневую систему русского языка и обновить лексику». Такие действия вынуждаются не обстоятельствами жизни, а личным побуждением «подправить» живой, как жизнь, язык.

Похожие материалы