Обложка

Стих и Я

Ко Всемирному дню поэзии (отмечается 21 марта) мы решили опубликовать стихи студентов СФУ. Пишущих у нас наверняка много! Но мы захотели сделать подборку стихов студентов Института филологии и языковой коммуникации — тех, кто имеет профессиональные, можно сказать, отношения со словом.

Мария РЕВКУЦ

Мария пишет стихи с детства. Дважды становилась лауреатом международной литературной премии «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО». Её стихотворения издавались в сборниках «Жемчужины русской литературы. Провинциальная поэзия. XXI век» (2019), «Записки из дневника» (2021) (экземпляры представлены во всех областных библиотеках России). Сейчас готовится к печати ещё один сборник, экземпляры которого планируется также поместить в каждой российской областной библиотеке и в ряде библиотек дружественных стран. Издан и личный сборник стихотворений Марии — «Ароматы России» (2021). В её творческие планы входит написание поэмы «Манкурт», трагедии «Иоанн Грозный» и поэтического цикла на основе фольклора Эфиопии. В свободное время Мария любит слушать классическую и этническую музыку, смотреть старые советские фильмы (в том числе и малоизвестные). Учится на филологическом отделении, но имеет и склонность к языкам — самостоятельно изучает французский, итальянский, польский и татарский и исполняет песни на этих и многих других языках.

Сад его жизни

Милый мой, нежный мой… Пахнут черешнями
Алые, спелые губы твои…
Может, разбуженный кликами вешними,
Всё же ты жаждешь и просишь любви?

Сердце, ты снова — мишень поражённая
Сдайся, ликуй, а рассудок — молчи!
Страстью непрошенной, сластью крыжовенной
Пахнут горячие губы в ночи…

Нежный мой, милый мой, пахнут чернилами
Юркие, ловкие руки твои…
Помнишь, собравшись с последними силами,
Вёл ты с врагом-невидимкой бои?

Странно мне, гадко мне, тошно мне… Страшно мне!
Горечи этой стерпеть не могу:
Давленой клюквой в подтаявшем сахаре
Смотрится кровь в раскалённом снегу…

Тайной ли тропкою, узкой ли стёжкою,
Я бы дошла — ты покличь, позови!..
Словно в отместку мне кислой морошкою
Пахнут холодные губы твои.

Выше же, выше — да ввысь необъятную…
Кончен том первый. Скорей бы второй…
Всё поросло трын-травою да мятою,
Смертною, чёрной, как ночь, бузиной.

***

Как странно: я скучаю по тебе…
С упорством вопиющего в пустыне
Скучаю я! Хотя в моей судьбе
Тебя, к несчастью, не было в помине.

Скучаю я по смеху твоему,
По непокорно взмыленной укладке,
По маленьким ладоням, по тому,
Как ты меня не целовал украдкой,

Как мы с тобой не пили в кухне чай
И как я не звала тебя к обеду,
Как не писал ты кратко: «Не скучай.
Жди, ангел мой, я в декабре приеду».

Как до рассвета ты скрипел пером,
Сплетая кружева, а не интриги,
Как с ночью пил ямайский крепкий ром
И как ласкал истрёпанные книги.

Скучаю по беседам ни о чём,
Свечам, во имя слова век горящим,
И по тому, как руки калачом
Ты складываешь: нагло, но изящно.

Как приручаешь пули и цветы,
Как сказку с блеском обращаешь былью
И как по-детски радуешься ты,
Когда хватаешь музыку за крылья…

Как можно о неведомом скучать?..
Но это так же просто и здорово,
Как можно о несказанном молчать,
Друг друга понимая с полуслова.

Как странно: я скучаю по тебе…
Издавна, представляешь, и поныне
Скучаю я, хотя в твоей судьбе
Меня, по счастью, не было в помине.

Сергей ТЮТРИН

Стихи пишет с 8 класса. Для него это своего рода способ переживать внутренние потрясения: с мыслями легче справляться, если выплеснуть их на бумагу. Учится на лингвиста, изучает английский, испанский и французский языки. Любит играть на укулеле. Мечтает побывать во Флоренции, Париже и Лондоне. Конкретных целей на жизнь пока нет, сплошные поиски. Свои работы публикует в сообществе в VK, Hollow_Lines.

Свет уже в комнате:
Новый день — старый день.
Все мои промахи
Кольями в памяти.

Долгие поиски,
Тропы и комнаты,
Сонным на поезде,
Прошлым закованный.

Вечно ждать большего,
Малое бросивши.
К ветру за помощью —
Сам не догонишь их.

В сердце вулкан заснул,
Пепел да грязь везде.
Секта из рваных дум.
Слепо погряз в себе.

Свет маяка вдали.
Знать бы, что там найдём.
Небо в слезах вопит,
Тает страх под дождём.

***
Впервые за долгие месяцы лета мне снился отчётливый сон.
В нём время бездушно летело кометой, но я успевал видеть всё.
Я видел красивейший сад, буйство красок в котором пленило бы взгляд,
Если б я средь узорных оград, водопадов и флоры не встретил тебя.
Ты улыбкой своей заставляла меня позабыть, что всё это во сне,
И весь следующий день я хотел поскорее заснуть и вернуться к тебе.

Вот уже целый месяц я каждую ночь вижу тот же отчётливый сон.
С каждым разом он длится всё дольше и дольше, и с ужасом я вижу всё.
Увядающий сад в предвкушеньи кончины тяжёлым туманом объят.
Средь пожухлой листвы и сетей паутины я опять повстречаю тебя.
Ты вновь улыбнёшься, как будто не видя, как вороны сверху кружат,
Я вновь позабуду о всех своих тщетных попытках отсюда сбежать.

Полина РЗАЕВА

Кажется, будто поэзия всегда была частью жизни Полины. В детстве вместо самодельных открыток дарила маме такие же самодельные, но уже стихи. Периоды её творчества всегда были непостоянными. Писала даже прозу, но рифмы и строфы оказались больше по душе. Полина говорит, что поэзия даёт ей развитие, эмоции, счастье — оттого, что ты делишься с людьми важным и получаешь отдачу. А ещё «поэзия показывает людям жизнь так, как вижу её я».

Мы с тобой слишком похожи.
В этом и есть проблема:
Ты плохой человек. Я тоже.
Мы шекспировская поэма.

Сюжет её не весёлый.
И жанр не комедийный.
На обложке большими буквами:
«Случай бесперспективный».

Я — главный герой, лирический.
Повествую о настоящем.
Ты — антагонист практически.
Без тебя бы скучал рассказчик.

Но нет здесь любовных линий,
Как не было и любви.
Не красной нитью, но синей
Обе судьбы сплетены.

И складывал путь нам автор
Из скалистых гор разногласий.
Мы должны были двигаться дальше.
Чтоб труд его был не напрасен.

Он писал диалоги-метафоры,
Эпитетов бросил навалом.
И своей любимой анафорой
Заставлял возвращаться к началу.

Мы с тобой слишком похожи.
В этом и есть проблема:
Ты плохой человек. Я тоже.
Но не для поэмы время.

Мы такие, как нас задумали.
Такие, как создал автор.
И это его проблема,
И он абсолютно оправдан.

Мы не подходим друг другу.
И этот сюжет не для нас.
Я верю, что наши герои
Способны на лучший рассказ.

Мы оставляем страницы,
На которых так долго жили.
Мы в поиске нового дома,
И друг друга мы отпустили.

Мне не нужен более автор.
Я сама напишу историю
И красивее обстоятельства.
И тогда может встретимся снова.

***

Красная помада ещё не значит,
Что её работа — любить мужчин.
Правда ли то, что «казаться ярче»
Сразу равняется к «быть плохим»?

Правда ли то, что размер одежды
Не должен превышать отметки М?
Как понять, что твои надежды
Тебя самого загнали в плен?

Да и кто придумал, что «время лечит»?
Кто был этот нулевой пациент?
Как понять, что мир — бесконечен?
И почему Кёртис Третий стал 50 Сent?

Существует ли рай на земле? А в небе?
У слепых всегда идёт чёрная полоса?
Любил ли Татьяну Евгений Онегин?
И в сутках не двадцать четыре часа?

Как смотреть человеку напротив в глаза,
Чей взгляд ты пытаешься избегать?
О каком плоте пел Юрий Лоза?
Хотя надо ли смысл вообще искать?

Как простить себя за ошибку,
Исправить которую больше нельзя?
Как научиться держать улыбку,
Когда не от ветра «слезятся глаза»?

Как обрести гармонию с миром,
Когда его нет ни внутри, ни снаружи?
Как обвести свою личность пунктиром,
Чтобы не лезло всё то, что не нужно?

Сколько ещё подобных вопросов
Найдётся, чтобы писать куплеты?

Я, честно, не знаю, что и сказать.
Я просто ищу ответы.

Екатерина КРАТАСЮК

Выпускница филфака КГУ 1994 года. Позже окончила аспирантуру Института научной информации по общественным наукам РАН, кандидат культурологии, защитила диссертацию «Присвоение Средневековья: легенды артуровского цикла в рекламе и кинематографе конца ХХ века». Стихи активно писала в студенчестве, а теперь она — автор научных трудов по теории медиа, истории и теории кинематографа и телевидения, социологии культуры и городских исследований.

Гаснет звук моей гитары,
Слёзы на глазах,
Этой песни старой-старой
Мы разрыли прах.
Нет, меня не может тронуть
Сладких нот канва.
Мне смешны и незнакомы
Тусклые слова.
Но слились в одном звучанье
Наши голоса,
И как будто бы случайно
Взгляд — глаза в глаза.
И нетающие искры
Тайных перемен...
Смотришь глубоко и быстро,
И разрушен плен.
Прошлых лет очарованье —
Простенький обман.
И иной нам средь мерцанья
Мир полночный дан.
1992 г.

* * *

Свежесть пышной и влажной листвы,
Облака очарованных замков,
Сладкой ночи безумный покой
И запретною тайною ты…
Не случилось ли снова со мною,
Не вернулось ли что-то внезапно
Невозвратное? Синей листвою
Затенённое счастье — невнятно…

***
Сегодня в Красноярске возможен
небольшой дождь (радио)

Сегодня в Красноярске будет дождь.
Он пронесётся облачной метелью,
Осядет зыбкою водою на траве,
И ты поймёшь...
И я пойму, что я уже не верю.
Сегодня в Красноярске будет дождь.
Вольётся он в последний чёрный снег
И осенит ликующие лужи,
И усыпит надеждой свежих чувств!
И бывший нужный странный человек!
Ну, неужели мне совсем не нужен
Не стаявший тот прошлогодний снег?
Сегодня в Красноярске будет день,
И солнце, и сиянье полнолунья,
И дождь...
И я сквозь тянущую лень,
Сквозь сон почти казённого раздумья
Почувствую дождливый этот день.
Хочу увидеть дождь, мой светлый дождь,
Мой ветреный, мой тихий, мой случайный.
Средь быстрого томленья подождёшь
Меня в бегущих сумерках, мой дальний,
Мой неуютный, мой холодный дождь.

Похожие материалы