В чисто коммуникационном поле

Когда я последний раз так боялся? А вот дайте-ка вспомню. На первом экзамене… Неповторимые ощущения – к моему выступлению волнение переросло в стресс, а стресс в шок. Ведь одно дело выступать с докладом перед группой, с которой уже как три года видишься каждый день - через день. Почти как семья… Ну и рассказываешь им как семье – легко, весело, стараешься донести главное, а детали как украшение, с шутками-прибаутками. Дело в том, наверное, что реакцию этой аудитории уже изучил. А перед незнакомыми людьми? Да на конференции? Это же не семинар очередной. Припоминаю, как на первом курсе было со мной нечто подобное на семинарах по истории. Ну это все личное, конечно. А по существу – реакция крысы, загнанной в угол. Назвался груздем – полезай куда следует! От волнения все возможные вариации планов доклада, что придумывал перед выступлением (их было три, к слову!), спутались. Подспорье (тезисы то есть) само свернулось в рулончик, которым мелко потряхивало все выступление мое тело. Момент истины – телом в тот момент я не был точно, а если б был, упал бы в обморок, наверное. И понеслась… Ну где еще можно такое испытать! Нет времени на размышления, нет времени подобрать синоним – вперед и только вперед! Нет, конечно, никто не подгонял, аудитория моего выступления была замечательной, но останавливаться было нельзя. Одна заминка – и ты тушканчик на сковородке внимания (была, к слову у меня одна такая, и все так и было по ощущениям). В один момент вдруг понял – все, что хотел сказать (а может и мог, в данный момент), сказано. Разумеется, при иных обстоятельствах, когда обстановка знакома, люди знакомы и близки, разговор мог длиться часами, но не там, не тогда. Такой уж я человек, интроверт до мозга костей, так сказать.

Тишина. А потом вопросы. Ох, и дискуссия завязалась! Равнодушным не остался никто, вроде бы. Жаль, только я на ней частично присутствовал, иногда голова кружилась так, что ничего не слышал. Волнение отпускало, близился экстаз разрешения напряжения. По мере сил ответив на интересующие народ вопросы, я отошел к стулу, где меня накрыло основательно, глухо и плотно. Все, рассказал…

И вот догадайтесь, где такое могло происходить? Памятная речь у сковороды с кипящим маслом перед племенем каннибалов? Ну почти (шутка!)… Научно-практическая конференция, секция «Коммуникационный менеджмент» под руководством Юрия Викторовича Грицкова. Может быть, с этого и стоило начинать, но все же главное, чем мне запомнился этот день, 24 апреля 2008 года, было сказано выше, а поскольку эмоции излиты, наверное, впору изложить несколько интересных деталей. Докладчиков было 8 человек (к слову, думал потом, что было бы для меня выступление перед тридцатью! А больше?.. Вот то-то и оно!). И наши «строгие ценители и судьи»: Александр Павлович Павлов и Валерий Гервасьевич Цареградский. Устроились в маленьком уютном кабинете, в почти домашней атмосфере, определились с регламентом и критериями оценки, ну, и начали конференцию. Сразу хочу оговориться, что вряд ли я могу судить объективно о содержании докладов (исключая собственный, да и тут…), поскольку семь из них касались осуществления и организации PR-деятельности в различных областях, я же, как студент специальности социология, в мире пиара - гость. Но, судя по реакции окружающих, а также исходя из заключительных слов Юрия Викторовича, вся работа студентами была проделана на «ура». Однако судьи не дремали, и вопросы, и критику (конструктивную!) выдавали в плановом порядке всем. Некоторые доклады обсуждались дольше, некоторые меньше, но ни один неразрешенный вопрос без ответа не остался. В обсуждении участвовали все и с удовольствием. Вот пишу и думаю сейчас, ведь все было просто здорово, дружественно и тепло, так чего же я так волновался?.. Ну а как иначе! Первое мое выступление на конференции. Тут только от названия сего действа серьезностью и строгостью веет неумолимо. Ну и студенты в основном были старших курсов, да еще специальности PR. Как-то живем в отдельных мирах – «мир социологии», «мир PR», а встречаемся только на вот таких мероприятиях. Ну да ладно. Опыт есть опыт!

Отдельно хотелось бы мне отметить один момент. Аудитория. Докладчик. Коммуникация. Знакомые слова? Конечно. Всем, наверное, доводилось слушать курсы теории коммуникации, то, как важна отдача для выступающего. Да и испытать на себе многим (да и всем даже – студенты ведь) приходилось. Так вот, я не исключение, и такой опыт у меня тоже есть. Но никогда я не осознавал с такой четкостью важность взаимодействия. Слушают ли? А как слушают? Как относятся? Вот мысль у кого-то возникла – вижу! Буквально интуитивно осуществляется взаимодействие. Сразу чувствуешь, еще не разглядев отражений на лицах, где оступился, где «удачно сыграл партию». Говоришь то со всеми сразу, то потом кому-то одному, в чьих глазах вдруг увидел особое внимание, или же просто «сцепились» взглядами, вдруг начинаешь говорить себе, да и что там – с целым миром говоришь иногда! И глаза… Вот если бы все враз опустили глаза или отвернулись, я бы скорее всего в тот же момент замолчал. Поддержка исходит от каждого устремленного на тебя взгляда. Поддержка и участие. Это важно.

А потом… А что потом? методом общего голосования подвели итоги, избрали победителей, обменялись на прощание почестями и благодарностями, как и полагается, и разошлись. Если бы меня столь сильно не топили эмоции в этот день, рассказ мой вышел бы больше, конечно, но вот сейчас вечер, точнее ночь, и, оглядываясь назад, могу сказать (как и на конференции), «доклад закончен».

«В целом-то как все прошло?» - спросили бы меня. «Ну как… Где-то серьезнее, где-то веселее, где-то ровнее, где-то извилистей – разве не так должна проходить конференция студентов? That’s life!»

Юрий КОЧЕТКОВ, 3 курс, специальность «социология»