Интеллектуальные победы
СФУ – лидер инновационного образования. Научно-педагогическая конференция

На Общегородской Ассамблее «Красноярск. Технологии будущего», состоявшейся 18-19 апреля в МВДЦ «Сибирь», СФУ не только представил инновационные научно-технические проекты. По поручению Координационного совета при администрации Красноярска по поддержке и развитию инновационного потенциала в научно-технической сфере специалистами по инновационному образованию СФУ и сотрудничающего с СФУ Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования организована и проведена первая конференция «Современное инновационное образование: содержание, формы, методы, перспективы».

Специалист УДПиНН СФУ, руководитель курсов повышения квалификации лаборатории ТРИЗ ККИПКиППРО, Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации Т.В. Погребная делает доклад об инновационном образовании на молодежных интенсивных школах

В ряду общих целей Ассамблеи – создание в рамках города условий для взаимодействия субъектов инновационного развития Красноярска, целью конференции стало содействие становлению и развитию в г. Красноярске инновационного образования, (осуществляющегося в процессе создания новых знаний - согласно приоритетному Национальному проекту «Образование»), вхождение Красноярского образования органичной составной частью в инновационную инфраструктуру города.

Конференция вызвала большой интерес со стороны педагогической общественности города. Это объясняется актуальностью заявленного к рассмотрению на ней вопроса. Красноярск активно участвует в комплексном проекте модернизации образования, финансируемом из федерального бюджета по ПНП «Образование». Этим проектом предусматривается, в частности, переход на новую систему оплаты труда (НСОТ) педагогов краевых и муниципальных образовательных учреждений. В составе НСОТ предусмотрена стимулирующая часть, зависящая от результатов работы педагогов, а наиболее высокими результатами могут считаться успехи их учащихся в выполнении научных работ и проектов, дипломы и другие награды, полученные учащимися на конференциях, конкурсах, выставках, заявки на изобретения. Образовательные учреждения, опираясь на создаваемый своими педагогами задел, могут получать гранты на дальнейшее инновационное развитие. Таким образом, внедрение инновационного образования поддерживается материально. Однако само толкование термина «инновационное образование», схожего по звучанию, но отличающегося по сути от более устоявшегося термина «инновационные образовательные технологии», требует разъяснений. За такими разъяснениями и за информацией об имеющемся опыте на конференцию пришли более 50 участников. Об опыте работы различных образовательных учреждений было сделано 16 докладов.

Большое количество заявок на выступления с докладами при небольшом времени, отведенном на конференцию в МВДЦ «Сибирь» и желание организаторов дать возможность высказаться всем авторам, привело к решению провести первую часть конференции, для педагогов общего образования, 17 апреля, в помещениях СФУ. Это заседание было совмещено с впервые проводящимися в СФУ курсами повышения квалификации преподавателей вузов России (по приказу 2270) «Инновационное образование. Обучение в процессе создания новых знаний». Для слушателей курсов выступления их коллег из довузовских образовательных учреждений были полезным практическим материалом, а для самих докладчиков вопросы их коллег из вузов были хорошим тренингом.

На заседании 19 апреля в большом зале 2-го этажа МВДЦ «Сибирь» состоялись пленарное заседание и круглый стол, организованный специально для педагогов из системы среднего и начального профессионального образования: техникумов, колледжей, профессиональных училищ.

Активно обсуждается вопрос об обучении решению проблем в соответствии с документом саммита Группы восьми «Образование для инновационных обществ в XXI веке», на основе ТРИЗ, по результатам доклада учителя русского языка и литературы школы № 97, преподавателя КГПУЮ.В. Каменской

Большой интерес вызвали доклады по применению информационных технологий в методической работе (гимназия № 7), использованию гуманитарных технологий развития личности учащегося в процессе интеграции основного и дополнительного образования (школа № 146), цикл докладов преподавателей Красноярского технологического колледжа по развитию творчества в учебном процессе и др. Особенно интересными были доклады, посвященные новой образовательной технологии ТРИЗ-педагогика, основанной на отечественной науке – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Г.С. Альтшуллером. Именно эта технология соответствует требованиям ПНПО к инновационному образованию, обеспечивая обучение в процессе создания новых знаний. Своим опытом поделились учитель литературы школы № 97 Ю.В. Каменская, педагог Красноярской прогимназии № 131 Т.П. Дзюба и другие.

На этих заседаниях были сделаны вводные доклады организаторов об инновационном образовании. Существенное отличие инновационного образования от большинства распространенных инновационных образовательных технологий состоит в том, что у вторых инноваторами являются обычно только педагоги, а в результате их инноваций у обучаемых развиваются различные важные, но иные, качества, чем инновационное мышление. В инновационном образовании главное – то, что инновации педагогов направлены на развитие инновационного мышления и инновационной деятельности обучаемых. На сегодня известна одна технология инновационного образования – ТРИЗ-педагогика. Именно те образовательные учреждения, которые ее внедряют, становятся обладателями патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели. Их разработки становятся тем фондом, из которых можно черпать идеи для реализации, например, в молодежных инновационных бизнес-инкубаторах. Таким образом, благодаря ТРИЗ-педагогике красноярское образование может стать неотъемлемой частью инновационной инфраструктуры города. В вузах, в отличие от школ, прежние инновационные образовательные технологии применяются в гораздо меньших масштабах. Однако требования существенного повышения качества учебного процесса, реализации инновационного образования, вызывают у вузов интерес именно к ТРИЗ-педагогике. Подтверждением этого стало, например, выделение Федеральным агентством образования средств для повышения квалификации преподавателей по ТРИЗ-педагогике на базе СФУ по приказу 2270. В самом СФУ в пионерном порядке создан отдел образовательных программ в Молодежном инновационно-образовательном центре, развивающий эту систему и внесший наибольший вклад в организацию конференции.

Воссоздание русских традиций в одежде. Учащиеся Красноярского технологического колледжа демонстрируют костюмы, разработанные под руководством преподавателя Н.В. Цуриковой по проекту «Русский сувенир»

В СФУ существует несколько научно-педагогических школ, ранее действовавших в разных университетах, вошедших в его состав. Работа по установлению контактов между ними, по их интеграции для достижения принципиально нового качества образования прежде всего в самом СФУ, еще только начинается. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что СФУ становится лидером инновационного образования, располагая его передовой методологией. В соответствии с Программой развития СФУ, предусматривающей трансферт создаваемых в нем инновационных разработок, СФУ не только расширяет внедрение инновационного образования на своей базе, но и делится его методологией с другими образовательными учреждениями: университетами, техникумами, профессиональными училищами, школами. Среди «потребителей» этих разработок – Всероссийский Детский центр «Орленок», отмечающий в этом году свое пятидесятилетие.

Участники конференции выразили общую заинтересованность в постоянном распространении опыта и теории инновационного образования, для чего предложили создать соответствующий раздел на недавно созданном сайте Координационного совета при администрации г. Красноярска по поддержке и развитию инновационного потенциала в научно-технической сфере http://www.kras-tech.ru.

Козлов А.В. – начальник отдела
образовательных программ МИОЦ СФУ,
член Координационного совета,
ответственный за организацию
и проведение конференции