Служебный Оман

Александр Ляпин, старший преподаватель кафедры информационных технологий образования ИППС СФУ

Готовь сани летом, утверждает известная поговорка, поэтому к январской поездке в Оман я начал готовиться ещё в июне. Вступил в переписку с оргкомитетом международной конференции по анализу и приложениям (ICAA2010). Оформил загранпаспорт, подготовил тезисы доклада, аккуратно отправил документы в РФФИ. Всё прошло гладко: на конференцию пригласили, РФФИ поддержал как раз накануне новогодних праздников. И вот я уже в самолёте пролетаю над Ираком, Персидским заливом. На пересадку в Катаре – всего 40 минут, но аэропорт в Дохе настолько удобен, а персонал внимателен, что это не представляет никаких проблем. И вот, наконец, огни Маската – столицы Омана...

Конференция стала для меня очень плодотворным опытом. Но её содержание, полагаю, интересно специалистам. Поэтому вашему вниманию я предлагаю рассказ об экзотичной стране.

Мой рейс был в числе последних и поздних, на которых прибывали участники конференции, поэтому в аэропорту около специальной стойки нас было не очень много. Рядом британец Крис Гуд, рассказывает, что у них снега и мороза не меньше, чем в Сибири…

Подходит организатор – радушный араб, жмёт руки, приветствует, просит отдать паспорта, визы, билеты… Куда он их понёс? Но вот уже мы получили багаж и садимся в автобусы, каждый из которых должен будет доставить нас в гостиницу. От поездки захватывает дух. Оказалось, что скорости в Омане довольно высоки – большая часть населения живёт в одноэтажных домах, поэтому города занимают значительные площади. Особенно любят рассекать просторы Омана студенты, и, по словам оманских коллег из Университета имени Султана Кабуса, не проходит ни одной недели, когда такие гонки не заканчиваются весьма и весьма печально…
Ещё несколько лет назад на месте, где сейчас расположен университет, была пустыня. Но Султан Кабус активно вкладывает деньги в развитие вуза. Вот-вот состоится открытие библиотеки. Вокруг неё высажены сотни пальм, практически к каждой подведено водоснабжение. Идёт строительство новых корпусов. В каждой аудитории огромные, длиной во весь потолок кондиционеры, охлаждающие воздух даже в зимнюю тридцатиградусную прохладу и неприятно дующие в спину. Оттого без пиджака некомфортно, накидываю на спину. Каждый преподаватель университета имеет свой кабинет, площадь которого пропорциональна его статусу. Бассейн для преподавателей, как и университет, открыт круглосуточно, приходи, работай, плавай, выходи в Интернет. Над раковинами висят подробные инструкции в картинках, как мыть руки; видимо, многие арабы пересели с верблюдов сразу за учебные парты, а унитазы (всюду, не только в университете) оборудованы специальным мини-душем – похоже, аналогом нашего биде.


Александр с коллегами

В первый день на регистрации всем участникам подарили фирменные кружки; со стороны было необычно видеть солидную делегацию, разгуливающую с кружками в руках. Кофе-брейк довольно скромный: сэндвичи с огурцами и помидорами, чай, кофе с молоком, сок; зато шикарный шведский стол на обед: суп-пюре, салаты из овощей, апельсинов и капусты, говядина, цыплята-карри (довольно острые), ягнятина, рис, картофель, фрукты, восточные сладости… Час на еду, час на послеобеденный отдых. Есть время побродить по безлюдным просторам университета. Время каникулярное, студентов нет, но стоянки заполнены машинами; видимо, персонал и преподаватели сидят по кабинетам, работают. Изредка встречающиеся арабы спешат первыми поздороваться, даже через стекло своего автомобиля, если находятся за рулём: «Morning, sir!» или просто взмахнув рукой. Встретить идущего пешком араба в черте города – большая редкость, все за рулём, даже женщины, а идущий пешком белый человек вообще вызывает удивление. «Если белый человек идёт пешком, значит, у него что-то случилось», – пояснили коллеги. И действительно, атрибутом вечерней прогулки по городу, а точнее, по его окраине, где располагалось моё жилище, стала пара десятков остановившихся такси с предложением транспортных услуг. Цена на такси мало отличается от нашей: от моего места расположения до университета было порядка сорока километров, за что таксисты просили 6-7 реалов, каждый из которых – примерно 77 наших рублей.

В уличных кафе практически не встретишь арабов. Вообще, в стране около 700 тысяч иностранцев, в основном, из Индии, Пакистана, Шри-Ланки и Филиппин. Многие из них выполняют всю хозяйственную работу: красят, моют, стригут, подметают. Хорошо и вкусно поесть можно в кафе, которые там называются скромно – рестораны. За 4,5 реала можно устроить на ужин шведский стол. Минеральная вода – в подарок от заведения. Сразу после горячей и жирной курицы подают горячее полотенце, чтобы вытереть руки. Всё для посетителя.

Местом для более тесного и обстоятельного общения стал банкет на террасе довольно дорогого отеля Crown Plaza, расположенного на берегу Индийского океана. Шум волн, свежий прохладный ветер, около десятка огромных столов с восточной кухней, к которым тут же выстроилась очередь, – отличный способ завязать знакомство, пытаясь понять, из чего сделано то или иное блюдо. Несмотря на отсутствие спиртных напитков всем было хорошо и весело проводить время за поеданием фруктового салата и разговорами. Основным языком был английский, но можно было услышать и арабскую речь.


Главное здание университета

На настоящей международной конференции я был первый раз в жизни и смог пожать руки математикам из Великобритании, ФРГ, Индии, Саудовской Аравии, ЮАР, Японии, Испании, Турции, Ирака, Шри-Ланки, ОАЭ, Польши, Новой Зеландии, Финляндии – и это не исчерпывающий список. Среди математиков было три человека из России: из Москвы, Уфы и Красноярска. Коллега из Азербайджана, ныне проживающий в Турции, и иракский математик, обучавшийся ещё в советские времена в Москве, тоже были рады возможности поговорить по-русски.


Библиотека университета

Работа конференции начиналась в 8.30, заканчивалась в пять вечера, да и темнело очень быстро, поэтому времени и сил на изучение местных достопримечательностей не оставалось. Лишь в третий, последний, день доклады были до двух часов дня, и вечером удалось оставить отпечатки босых ног на песчаном пляже, собрать ракушки на сувениры и окунуться в солёные воды Оманского залива, который с другой стороны омывает ещё более загадочные страны – Иран и Пакистан.

На следующий день была экскурсия. Первым пунктом назначения стал форт Низва, построенный во второй половине XVII века. Ранее в этом месте располагалась первая столица Омана, ведущая свою историю с VI века. Здесь же располагался восточный рынок, где можно было купить изделия из серебра и золота ручной работы, бусы, благовония и открытки с местными видами. Недалеко находится пещера Аль-Хута, второй и последний пункт нашего маршрута. Нас окружают сталактиты и сталагмиты причудливой формы, напоминающие слона, пасть льва, лицо старого человека. В подземном озере плавают мелкие рыбки, а продуманная подсветка делает пещеру необычайно загадочной.

В университет нас привезли уже к вечеру, откуда участники разъехались кто сразу в аэропорт, кто в отель. Вдруг накатили облака, которые бывают в Омане всего пять дней в году. В аэропорту Маската было время обменяться контактами, чтобы найти друг друга в Facebook, пожать руки и отправиться в обратный путь.

Похожие материалы