Принципы Мастера

Наставничество — слово многозначное, вызывающее целый веер ассоциаций: от сразу же приходящих на ум «воспитания» и «помощи» до «одного из древнейших методов передачи знаний». С вопросом, какую роль играет наставничество в современном вузе и какова его специфика, мы обратились к доктору педагогических наук, профессору, заведующей кафедрой высшей математики Института фундаментальной подготовки СФУ Светлане Ивановне ОСИПОВОЙ.

— Светлана Ивановна, позвольте ещё раз поздравить вас с награждением премией ректора «За наставничество» (премия впервые вручалась в СФУ в этом году). Вы одна из трёх преподавателей-лауреатов Сибирского федерального университета. Скажите, пожалуйста, что премия означает лично для вас?

— Когда я узнала, как называется номинация, немного удивилась: невольно возникли ассоциации с наставничеством на производстве — явлением, характерным для советской эпохи. Конечно, в случае ректорской премии речь идёт об академическом наставничестве. Объективным критерием отбора победителей было количество защищённых под руководством претендентов кандидатских диссертаций. Могу сказать, что с тех пор, как в 2001 году я получила степень доктора наук, у меня защитилось 9 аспирантов, в том числе — несколько человек стали кандидатами досрочно. Как правило, эти люди приходят ко мне, как говорится, «за делом»: сами предлагают тему исследования, упорно трудятся, они мотивированы на успех. Очень горжусь Натальей Михайловной ЭДВАРДС, начальником отдела международных проектов и программ департамента международного сотрудничества СФУ. Она блестяще защитила работу по теме «Формирование компетентности учёного для участия в международной проектной деятельности». Такие неизбитые, остроактуальные темы, на мой взгляд, — половина успеха.

Если говорить об основных направлениях, по которым ведётся сейчас научная работа аспирантов и соискателей, то это, конечно, проблемы обеспечения качества образования, формирования конкурентоспособности как интегративного личностного качества современного человека, исследование модели личности успешного человека. Такая проблематика важна и с точки зрения педагогической науки, и в аспекте образовательной практики.

— А как быть аспирантам, которые приходят, не имея чётко сформулированной темы, или их тема кажется вам не слишком удачной?

— Такие случаи нередки, и в них нет ничего страшного. Чаще всего, жизнеспособную тему исследования приходится «рождать» совместно. В этом и состоит мудрость руководителя-наставника: суметь разглядеть, услышать индивидуальность каждого ученика, чтобы оказать ему помощь в духе майевтики Сократа. Приходит, например, преподаватель кафедры инженерной графики и сообщает, что не всё в его нынешней деятельности его устраивает. Он мог бы работать лучше, но не знает, как ему теоретически «вытащить» свои профессиональные проблемы. Я вижу, что у этого человека запускается механизм научного познания, а значит, нужно грамотно подвести зарождающегося исследователя к формулированию темы, к очерчиванию границ научного поиска.

— Каким образом выстраивается ваша работа с молодыми учёными?

— Я полагаю, написать диссертацию и стать кандидатом наук — это совсем не одно и то же. Человек должен личностно и профессионально сформироваться в контексте избранной науки.

Чтобы облегчить этот процесс, мы с аспирантами каждую пятницу проводим семинары-мастерские: обсуждаем каждый этап работы над диссертацией, они выслушивают доклады друг друга по проделанной работе. Выращивание, пестование аспирантов и соискателей происходит в процессе таких обсуждений, буквально здесь и сейчас.

Раз в месяц на семинары приглашаются все желающие: студенты, молодые и именитые учёные — это отличная возможность для аспирантов «обкатать» свои наработки перед широкой публикой, потренироваться перед официальной защитой диссертации. Научное исследование — это творчество, которое процессуально не определено, однако в нём тоже есть некоторые технологические этапы.

Изначально я предъявляю аспирантам готовые переплетённые диссертации и говорю: «Вот так выглядит конечный продукт — всего 150 страниц. Только учтите: ваша задача — не просто проанализировать уже существующие знания по данной проблеме, но и предложить некий творческий продукт, отличающийся новизной. Если это случится — вы займёте своё место в научном сообществе».

Сама организация работы над исследованием чрезвычайно важна, уверяю.

— Какими качествами — личностными и профессиональными — должен, на ваш взгляд, обладать истинный научный наставник?

— Первое: он должен быть… заражён, вот верное слово, необходимостью научной работы. Быть «практикующим» учёным. Иначе какое право ты имеешь требовать от аспирантов непрерывного творческого поиска? Знаете, ведь внедрение идеи — это не выдумки фантастов и режиссёров. Если научная идея уже поселилась у тебя в мозгу, будешь думать о ней сутками: во время приготовления ужина, даже во время сна, — настоящий исследовательский азарт затягивает.

Второе — индивидуальный подход к каждому подопечному. Я много лет заведую кафедрой высшей математики и ежедневно убеждаюсь даже на примере отношений внутри коллектива: эффективную работу с человеком можно выстраивать, базируясь исключительно на его «сильных» сторонах.

Третье качество: открытость всему новому. Не только руководитель может чему-то научить своих аспирантов, они тоже очень много дают в ответ, создаётся общее поле мыследеятельности, в котором формируется научный стиль мышления в процессе личного контакта.

— Какая научная проблема будет рассматриваться на ближайшем семинаре вашими аспирантами?

— Сейчас мы работаем над осознанием того, что собой представляет педагогический эксперимент, его организационное и методическое оформление. В частности, педагогический эксперимент по теме: «Формирование толерантности в поликультурной среде вуза».

— Интересная тема. И главное — жизненная, не так ли?

— Более чем. Как видите, молодых учёных волнуют не только темы, связанные с рыночной экономикой. На нашей образовательной площадке обучается значительное количество студентов, вышедших из разных культурных сред, различных национальностей, религиозных предпочтений, имеющих свой менталитет. Толерантность начинается с того, что надо признать многообразие человеческих индивидуальностей и различия между ними как объективную реальность, а потом уже научиться жить в этом многообразии.

Педагогический эксперимент будет проведён по двум направлениям. Аспирантка Алла БОГДАНОВА исследует ситуацию на примере студенческих общежитий. В другой части планируется расширить поликультурное пространство и реализовать диалог культур Россия — Франция с участием студентов этих стран. Кроме того, в Красноярский краевой фонд науки уже подана конкурсная заявка на получение гранта, в ней представлен проект «Локальные системы формирования у студентов толерантности в поликультурной среде вуза».

— Вы действительно верите, что с помощью таких исследований и экспериментов можно что-то изменить в межэтнических отношениях? Недавние события в Домодедове ещё раз доказали, как сложно спорить с голосом крови и религиозным фанатизмом.

— Сложно, но возможно. Я росла в Советском Союзе. Хорошо ли, плохо ли там было, но вот идея национального единения и братства народов настолько удачно проводилась в жизнь, что мне до сих пор не приходит в голову делить людей по этническому признаку. Если грамотно реализовать принципы разрабатываемой программы по проблеме толерантности, можно, по крайней мере, смягчить противоречия, привить представителям различных национальностей уважение к культуре друг друга.

— Значит, культура — единственный примиряющий фактор для людей, исповедующих различные ценности в силу происхождения?

— Культура и наука транслируют наиболее общие нравственные ценности, очищенные от оболочек нации, крови, религии. В программу «Толерантность» обязательно войдут специальные тренинги; смешанные группы из проживающих в общежитии студентов будут вовлекаться в совместную общественно-значимую деятельность. Именно это позволит не навязывать ценность принятия другого, а выращивать её в сознании студентов.
Девятнадцатилетний террорист, принесший в аэропорту столько горя ни в чём не повинным людям,— это же просто недоучка. Человек, не вписанный в культурную среду. К сожалению, враждебность и ненависть ещё и подогреваются в нашем социуме.

Вот чтобы действительно уменьшить количество таких тяжелейших гуманитарных катастроф, и нужно проводить линию толерантности. С самого раннего возраста учить нового гражданина жить в согласии с другими людьми и на должном уровне терпимости к окружающим.

Татьяна МОРДВИНОВА

Похожие материалы