Дикзве: дикие или диковинные?

Вероятно, в каждом человеке есть свой маленький дикзве. «Дикзве» — это аббревиатура от «дикие зверушки», ставшая названием для серии художественных работ В.И. ЖУКОВСКОГО, профессора СФУ, искусствоведа и художника. Когда профессора спрашивают о его творениях, он уточняет, кому адресуется вопрос — искусствоведу или художнику? Ответы, в зависимости от адреса, будут отличаться, и при этом очень сильно.

В декабре 2012 года он дал нам, студентам-искусствоведам четвёртого курса, уникальную возможность: предложил стать авторами экспозиции его работ.

Они крайне необычные. Владимир Ильич всегда удивляет работой с самыми разными материалами. Используя, к примеру, бумагу, пластилин, сканер, он создаёт живой, подвижный мир сущностей. В этой серии он использовал… щепки. Мастеру пришла в голову мысль дать им жить, потому как они отчаянно просились в руки. Вот и леска, характерно торчащая из фигурок, подобно вздыбленной шерсти животных. Фигурки ярко окрашены темперой с помощью самого чувствительного инструмента художника — пальца руки. На их тельцах выведены буквами их дивные имена, состоящие из сокращений. Возможно, сокращение — это своего рода способ укрощения дикости и строптивости.

Мы отобрали 9 самых заразительных «зверушек» и решили повесить их на стену в кабинете 32-10 на Свободном, 79, где Владимир Ильич часто читает нам лекции. Дикзве заключены в клеть зоопарка. Находясь по ту сторону решётки, они могут показаться страшными существами, нуждающимися в дополнительном ограждении. Мы же решились выпустить зверушек на волю, обнажив их истинную, нисколько не пугающую сущность, дать им возможность наслаждаться счастьем свободного естественного существования и общения со зрителями.

Выбирая работу, которая будет верхней точкой экспозиции, мы остановились на ПОДИКЗВКУТОРе (по-дикому зверски вкусном торте) — точнее, это ОН нас остановил. Это одновременно и искушение зрителя (попробовать вкусить), и награда за пройденный путь. Сам же путь экспозиции состоит из этапов-ступеней. В первоначальном проекте мы хотели сделать зеркальную симметрию, но художник, защищая своих «детей», сказал, что они симметрию не любят, поэтому ось сместилась, и ступени стали самодостаточными.

КРОКОДИКЗВЕ (крокодильчик дикий зверь), ДИКОБЕЗВЕРЗ (дикая обезьяна зверски зубатая) и МЕДИЗ (медвидикарка зверьевая) только на первый взгляд кажутся свирепыми. На самом деле их дикость — это естественность. Та естественность, которая требуется и от зрителя в общении с произведениями искусства. Есть там и другие причудливые зверушки, которые потенциально готовы к порождению чего-то нового. Это следующий этап пути для зрителя: возбуди свою душу, подготовь её к рождению новых смыслов.

Даже в самих названиях каждого дикзве сквозит особая нежность их создателя — это ласковые поэтические имена. Так, может, они диковинные — ведь каждый дикзве единственный в своём роде!

Подобно тому, как автор коллекции позволил нам выйти за рамки его художественной идеи и составить собственную целостность, мы не навязываем зрителю единственный способ прочтения экспозиции. Дикзве существуют сами по себе, они свободны и играют со зрителем, как им вздумается. Самое главное, что у них появилась эта возможность — вступить в игру. Как сказал их «родитель» — они этому очень рады.

Анастасия СЕМЁНОВА и другие студенты БИ-47

Похожие материалы