Обложка

Дело о «серийном маньяке»

Мы пришли на занятия в ЮИ. Поход №9

Вместе со следственно-оперативной группой студентов отправляемся на смоделированное место происшествия. В «квартире» №303 по улице Маерчака, 6 предстоит собрать и зафиксировать следы преступления. Какого именно, пока не известно. Всё по-настоящему, и неважно, что находится «квартира» в соседней аудитории, в криминалистической лаборатории. В составе группы, как и положено, — следователь, криминалист, судебный медик, фотовидеооператор, понятые.

Криминалистику — прикладную науку, обслуживающую уголовный процесс, преподают в ЮИ СФУ на третьем курсе. В предыдущем семестре студентов учили писать протоколы осмотра места происшествия, делать гипсовые слепки со следов ног, снимать отпечатки пальцев рук, работать с гильзами, с огнестрельными повреждениями и т.д. Теперь пришло время все полученные знания применить на практике.

Каждый уважающий себя студент-юрист знает истину: нельзя совершить преступление и не оставить следов. Предстоящее занятие тренирует навык их поиска и фиксации, помогает отработать тактику следственных действий. Все, от следователя до прокурора и адвоката, специализирующегося на уголовных делах, должны знать нюансы, как следы собирать, упаковывать и что с ними делать дальше.

Предварительно ребят инструктирует доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук, практикующий адвокат по уголовным делам Инна Геннадьевна ИВАНОВА.

— После этого занятия вы предоставите мне видеозапись, но прошу её не монтировать! Мы все ошибки потом проанализируем, разберём. И к следующему занятию жду протокол осмотра места происшествия, полный, распечатанный, с подписями, с приложениями в виде фототаблицы и схемы. Один от группы. Но все должны принять участие. Не один бедный следователь всё это будет писать, а каждый по кусочку. Кто-то следы рук, кто-то следы ног, кто-то труп описывает и так далее.

Первыми на место происшествия прибывают оперативные работники. Их задача — узнать, что произошло, во сколько и какие меры приняты. Оперативники обязаны обеспечить охрану места преступления, затем встретить группу и рассказать обо всём, что стало известно, следователю.

— Перчатки у всех есть? — напоминает Инна Геннадьевна.

Сегодня в роли следователя Дарья БЕЗРУЧКО. О ней стоит сказать особо. Деловая и серьёзная, староста группы, активистка, она на самом деле мечтает о карьере детектива. В сумочке у неё всегда есть парочка кодексов, а в подписках — каналы прокуратуры, Следственного комитета, МВД и прочих структур. Но вечером просыпается второе «я» Дарьи — мечтательная, романтичная, творческая натура. Готова пробовать всё новое, мечтает стать рок-звездой и дать свой сольный концерт.

Специалиста-криминалиста изображает неспешный Артём ИВАНЬЕВ, в руках у него увесистый следственный чемодан. Внутри традиционный набор для изъятия биологических следов: зубило для откалывания засохшей крови, колбочки, кисти, пинцет, конверты, штангенциркуль, линейки, специальный ультрафиолетовый фонарик для выявления следов в темноте, порошки и прочее.

Оператор Илья НЕПОМНЯЩИЙ непрерывно фиксирует всё происходящее. А это непросто — ничего не пропустить. Причём фотосъёмка должна быть нескольких видов: ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.

В комнате обнаружен «труп» женщины, судя по всему, изнасилованной и убитой. Повсюду, начиная с дверной ручки, следы крови. Похоже, произошло не простое убийство, преступник оставил слишком «говорящие» следы.

На всё про всё у ребят 1 час 20 минут. Уложатся ли?

Медэксперт исследует «труп» от головы до пят. Обращает внимание даже на цвет белков глаз, они у жертвы мутные, желтоватые. В центре лба — пулевое отверстие. «Жертву» по всем правилам переворачивают. Иногда в тесной комнате о распластанный «труп» кто-нибудь нечаянно спотыкается, и тогда раздаётся приглушённый смех.

Криминалист Артём дотошный, кажется, ничто не уйдёт от его пристального взгляда — ни окурок, ни окровавленный кусочек верёвки, ни крохотное пятнышко на ручке шкафа, ни предметы внутри холодильника.

— Визуальный осмотр упаковки даёт понимание, что на ней тоже имеются следы пальцев рук. Это будет в последующем зафиксировано и надлежащим образом изъято, — комментирует Артём на камеру и протягивает руку за очередным вещдоком. Кто-то уже зевает. Почти час прошёл, процедура грозит затянуться. Да, нелёгкая это работа — искать следы!

«Артём Евгеньевич, осмотрите, пожалуйста, вторую дверь», — просит следователь. На всякий случай решают получше проверить ещё и диван: с треском отлепляют и переворачивают подушки, но там чисто.

— Всё, закругляемся! — командует, глядя на часы, Дарья Безручко.

Манекен возвращают в исходное положение.

— Осторожнее, — шепчет кто-то, — она же вся рассыпается. И опять приглушённый смех.

Улики пронумерованы, включая найденный на ковре спичечный коробок с кровавой меткой «11» (11-я жертва маньяка?). Время 11:45, осмотр окончен.

К слову, картина места преступления — авторская фантазия затейника-лаборанта Сергея БОРИСОВА. Каждый раз он придумывает новую фабулу. Иногда идеи для учебных постановок черпает из детективных сериалов.

На третьем курсе многие студенты-юристы выбирают для себя уголовно-правовую специализацию. Кое-кто уже начал работать общественным помощником следователя.

— В текущем семестре наши третьекурсники разбирают реальные уголовные дела из архива лаборатории криминалистики. Бывает, находят там ошибки — процессуальные, криминалистические. Незамутнённым взглядом это видят. Даже спустя много лет, когда мы встречаемся с выпускниками, те признаются, что запомнили свои модельные занятия и протоколы на всю жизнь! — говорит на прощание Инна Геннадьевна.

Фото _ Анна ОМЫШЕВА

Похожие материалы