Её величество Наука
Конечно же, вам известно, что в Сибирском федеральном университете науке уделяется особое внимание. Более того — 8 февраля, День науки, СФУ считает своим собственным, фирменным праздником. Поэтому уже сейчас, в начале учебного года, имеет смысл окунуться в среду, где наукой всё живёт и дышит. Мы попросили заместителя проректора по науке и международному сотрудничеству, кандидата технических наук Алексея Андреевича РОМАНОВА рассказать о том, что интересного происходит у «научной» молодёжи в стенах университета.
— Алексей Андреевич, в СФУ появилось «Научное кафе», проводились открытые публичные лекции по различным направлениям (биолюминесценция, палеолимнология, беспилотная авиация и пр.). Как вы оцениваете эти мероприятия в масштабе вуза и города? Удалось с их помощью «приблизить» университетскую молодёжь к науке?
— Не могу сказать, что перечисленные мероприятия совершили переворот в образовательном пространстве нашего города. И открытые лекции, и заседания кафе проходили в камерной обстановке, собирая в среднем 20-30 участников. Однако, на мой взгляд, эти форматы хорошо себя зарекомендовали. С их помощью в университете и за его пределами постепенно складывается сообщество людей, проявляющих неподдельный интерес к актуальным событиям мировой науки. Например, вокруг «Научного кафе» уже сформировался круг постоянных посетителей — это доказывает, что мероприятие востребовано в университетской среде. Что касается «приближения» молодёжи к науке… Большинство посетителей «Научного кафе» и открытых лекций — студенты СФУ. В феврале на чашку «научного чая» пришли учащиеся школ, гимназий и лицеев, занимающиеся в Красноярском краевом дворце пионеров и школьников.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что современная молодёжь реагирует позитивно только на мероприятия формата entertainment (англ. «развлечение»), но я также регулярно общаюсь с молодыми людьми, заинтересованными в фундаментальной и прикладной науке, нацеленными на самообразование. Говорят, «дорогу осилит идущий». Этим принципом мы руководствуемся, поддерживая и инициируя в университете новые события, популяризирующие науку. Возможно, темы лекций кому-то кажутся скучными, а посещению «Научного кафе» ребята предпочтут поход в развлекательный комплекс. Это их право. Мы просто предлагаем студентам, молодым учёным, преподавателям Сибирского федерального университета альтернативу, демократичный вариант «умного досуга»: хотите узнать то, чему вас не учили в рамках выбранной специальности? Хотите, чтобы вам простыми словами рассказали о сложных природных явлениях? Пожалуйста, приходите.
— «10 уроков нескучной физики и химии» для красноярских школьников провели студенты СФУ в рамках проекта «Новый взгляд» по гранту Благотворительного фонда Владимира ПОТАНИНА. Этот проект был признан лучшим в конкурсе «Инфоповод-2013» в номинации «Образование». Существуют ли в университете механизмы поддержки студенческих научных инициатив, или ребятам следует рассчитывать исключительно на гранты от различных фондов?
— Нескучные уроки — замечательный проект. Я горжусь, что в университете есть такие учащиеся, как Иван ТИМОФЕЕНКО, Павел ПАНКИН, Лев КАМИНСКИЙ. Им удалось не только привлечь внимание абитуриентов к СФУ, став героями сюжетов, показанных на центральных российских телеканалах, но — что намного важнее — они зажгли искру интереса, исследовательского любопытства в школьниках, с которыми работали. Ребята проводят свои мастер-классы самостоятельно, просто потому, что им это нравится. Надеюсь, получив диплом, они останутся в университете в качестве молодых преподавателей.
В 2012-2013 гг. в СФУ реализуется программа развития деятельности студенческих объединений — в рамках этой программы оказывается всесторонняя поддержка студенческих конструкторских бюро и научных обществ.
Существует фонд Научно-исследовательской части СФУ, из которого периодически выделяются средства для поощрения молодёжных научно-исследовательских и изобретательских коллективов. Для желающих попробовать свои силы в проектах, подобных «10 урокам», уточню: чтобы получить поддержку (например, возместить стоимость реактивов, потраченных на эксперименты), необходимо обосновать и тщательно проработать ваше предложение — одной идеи здесь недостаточно.
На Учёном совете университета периодически рассматривается вопрос о переводе студентов-платников, обучающихся на «отлично», на бюджетную форму обучения. Мы можем также ходатайствовать за талантливых ребят, которые доказали, что они действительно работают над востребованным и полезным проектом, популяризирующим науку.
— 18 июня в нашем городе впервые состоялась «Ночь науки» — интеллектуально-развлекательное мероприятие, собравшее молодых учёных Красноярска под крышей бара «Че Гевара». «Ночь» оправдала ожидания?
— Мне этот формат кажется интересным и перспективным. Мероприятие позволило околовузовской и научной молодёжи Красноярска встретиться в неформальной обстановке. Конечно, базовое общение учёных проходит в другой плоскости — научных конференций, семинаров, круглых столов, где исследователи знакомятся с научными достижениям друг друга…
Как верно заметила моя коллега, председатель Совета молодых учёных и специалистов при Губернаторе Красноярского края Светлана СОФРОНОВА, часто результатом подобных мероприятий являются совместные научные проекты, поскольку дружеские контакты перетекают в область профессионального сотрудничества.
— Какие подразделения университета в настоящее время отвечают за молодёжную науку? К кому могут обратиться студенты-первокурсники, желающие проявить себя в научно-исследовательской, изобретательской, инновационной деятельности?
— Таким подразделением является Научно-образовательный центр молодых учёных, занимающийся сопровождением молодёжных проектов. Сотрудники центра информируют о научных мероприятиях, конференциях, конкурсах инновационных проектов, проходящих в СФУ и других вузах России. Помогают оформлять заявки на конкурс «У.М.Н.И.К.», на премию Главы города Красноярска молодым талантам в номинации «За высокие достижения в научно-учебной деятельности», консультируют по вопросам участия в мероприятиях Зворыкинского проекта (Всероссийский молодёжный форум «Селигер», Зворыкинская премия и т.д.).
Направлять первокурсников в их первых научных исследованиях, определять, кто из вчерашних абитуриентов склонен заниматься научно-исследовательской деятельностью углублённо, призваны кафедры университета. По моему убеждению, обращать внимание следует не только на «отличников», но и на студентов, демонстрирующих живой интерес к науке даже на фоне средних показателей успеваемости. Такие ребята могут стать успешными учёными и изобретателями, если преподаватель поможет им обрести мотивацию.
На мой взгляд, у современных студентов гораздо больше возможностей в плане самореализации в научно-исследовательской сфере, нежели это было, скажем, в период моего обучения в вузе. Интеллектуальную свободу и возможность повысить качество образования даёт механизм академической мобильности — у студентов, аспирантов и молодых учёных СФУ есть реальный шанс пройти курс обучения в лучших вузах Европы и США. Успешно работает Центр грантовой поддержки университета — образовательные программы подбираются с учётом индивидуальных показателей (возраст, курс, уровень владения иностранным языком и т.д.).
— Обозначьте наиболее интересные и полезные, запомнившиеся лично вам события научной жизни СФУ прошлого учебного года.
— Если бы вы спросили меня о запомнившихся событиях мировой науки, я бы сказал, что это открытие бозона Хиггса (улыбается). Или, например, статья в журнале «Nature» об открытии учёных из Украины и США, которые утверждают, что им удалось найти фрагменты Тунгусского метеорита. А если вернуться к теме разговора — все недавние события молодёжной науки мне равно интересны. В качестве слушателя и организатора я посещал публичный лекторий СФУ, принял участие в одном из заседаний «Научного кафе». Считаю успешным состоявшийся в мае конкурс бизнес-идей и инновационных проектов «Стартап-ринг».
— Каких перемен в молодёжной науке нам ожидать в «новом сезоне»?
— Думаю, появится больше возможностей проявить себя у преподавателей университета — в первую очередь это касается членов Совета молодых учёных СФУ. Моё пожелание коллегам — активнее принимать участие в «Научном кафе», открытых лекциях, Днях науки.
Интерес к исследовательской деятельности и миру науки у студентов (и тем более горожан) не возникнет на пустом месте, его нужно «выращивать» интересными дискуссиями. А инициаторами дискуссий должны быть мы, молодые учёные институтов СФУ и институтов СО РАН.
Ещё одна инициатива, на поддержку которой со стороны профессорско-преподавательского состава я искренне надеюсь, — введение спецкурсов по различным предметам, что является распространённой практикой в ведущих вузах России. Думаю, Сибирский федеральный университет существенно выиграет, предоставив расширенный «ассортимент» научно-популярных мероприятий тем, кто пришёл к нам учиться сегодня. Это и будет реальный вклад СФУ в будущее города, страны в целом.
Татьяна МОРДВИНОВА