Игра в профессию

Первокурсники Института космических и информационных технологий приняли участие в необычной игре. Они получили возможность не только попробовать свои силы в решении профессиональных задач, но и потренировать такие важные качества, как работа в команде, умение вести переговоры и распределять ответственность. Всё это в рамках имитационно-деятельностной игры, разработанной психологической службой СФУ совместно с преподавателями ИКИТ и потенциальными работодателями.

«Зачастую тренинги и мастер-классы проводятся без предварительной диагностики. Отличительная особенность нашего проекта в том, что в его основе — результаты исследования, проведённого среди первокурсников СФУ в феврале-марте этого года. Его целью было определить, какие ресурсы и какие дефициты есть у студентов и как среда университета помогает им адаптироваться к новой жизни, — рассказывает руководитель Психологической службы СФУ Валерия МАТУШКИНА. — По результатам исследования выяснилось, например, что для студентов ИКИТ было бы полезным улучшить навыки планирования и коммуникации. После того как мы представили результаты нашей работы и предложили идею игры, к нам присоединился старший преподаватель ИКИТ Андрей Викторович КУШНАРЕНКО, тогда мы поняли, что в сотрудничестве можем сделать действительно полезный проект».

Дальше — больше: к разработке специалисты Психологической службы СФУ привлекли работодателей. «Руководители нескольких красноярских IT-компаний проявили заинтересованность в том, чтобы «выращивать» из талантливых студентов будущих сотрудников. И по сути для студентов игра стала ещё и первой ступенью отбора в компании», — отмечает Валерия Матушкина. В игровой процедуре работодатели взяли на себя роли заказчиков с «изюминкой» — например, того, кто не может сформулировать задачу или отказывается платить после выполнения заказа. В каждой из этих непростых ситуаций студентам приходилось самостоятельно искать решение.

И совсем по-настоящему: в рамках игры студенты пробовали работу в IT-компании в условиях, максимально приближенных к реальным. Им нужно было не просто собрать команду, но и распределить роли в ней и даже пройти регистрацию ИП.

«Мы пошагово старались показать ребятам, как работают специалисты в их сфере. С одной стороны, игра предполагала решение задач по программированию, которые подготовили преподаватели ИКИТ, с другой — мы оценивали, как у участников развиты soft skills. Задания специально были сформулированы так, что справиться в одиночку с ними невозможно, обязательно нужно договариваться с другими. Именно поэтому и рейтингов в игре было два: «заработок», который показывал, насколько ребята эффективны в профессии, и коммуникативный рейтинг. Победителей определяли по их сумме», — поясняет руководитель Психологической службы СФУ.

Андрей Кушнаренко, лично участвовавший в подготовке и проведении игры, её результатами доволен. «Идея игры базируется на простом представлении о том, что нет ничего эффективнее, чем «вляпаться» в профессию, чтобы понять, чему необходимо научиться, и получить мотивационный импульс, — объясняет он. — Никогда не видел, чтобы студенты так сосредоточенно и серьёзно работали, были увлечены, собраны. Они подкинули массу сюрпризов наблюдателям-психологам. Некоторые проявили качества лидеров, изначально считая, что этих качеств у них нет. Другие начисто разрушили миф о том, что IТ-специалисты — замкнутые необщительные люди, эдакие интроверты. Ведь всё ровно наоборот: именно навыки коммуникации, способности выстроить командную работу приводят к успеху».

В следующем году организаторы планируют снова провести игру, уже для большего числа студентов и работодателей и с более сложными заданиями. А ещё в планах — организовать для студентов хакатон по решению профессиональных задач. «Возможно, мы реализуем это во втором семестре в виде зачёта по дисциплине, которую ведёт Андрей Викторович», — отмечает Валерия Матушкина.

Мирослав ПАНКРАТОВ: «Благодаря игре я узнал, что из себя представляет профессиональная деятельность, и понял, что она очень увлекательна. Если так выглядит работа в IT-компании, то я надеюсь, что смогу в будущем поработать в этой сфере. Командная работа была для меня в новинку, сам я обычно работаю медленно, но команда задавала темп, приходилось не отставать. Мне игра понравилась, считаю, что практический опыт всегда лучше лекций и семинаров».

Алина ХАКИМОВА: «Всё было реализовано на высшем уровне, продуманы мельчайшие детали поведения предполагаемых заказчиков. Каждый из них представлял обобщённую версию одного из типов клиентов, и к каждому нужно было искать свой подход. Например, был один «тяжёлый» заказчик, который не мог определиться, чего хочет. Он сильно потрепал нам нервы. Был ещё клиент, который всячески занижал готовую работу команды. Из-за нехватки времени нам пришлось согласиться на его условия и взять меньшую плату. Зато благодаря этому пришло понимание, как действовать в подобных случаях. Это определённо полезный опыт!».

Анна ГЛУШКОВА
В новогоднюю ночь принято загадывать желания. У руководителя Психологической службы СФУ Валерии Матушкиной мы спросили: «Как правильно загадывать желания, чтобы они сбывались?»

«Загадывать желание в новогоднюю ночь — это, безусловно, правильный ход, потому что позволяет понять, чего вам действительно хочется. Главное, чтобы эта мечта переходила в задачу, которую можно выполнить, а для этого она должна быть актуальна для вас, достижима, конкретна по времени, измеряема. Например, если я говорю, что хочу выучить английский язык, то, скорее всего, никогда этого не сделаю. Другое дело, когда желание формулируешь более конкретно: «Хочу выучить английский язык, чтобы сдать международный экзамен на уровень Intermediate через год». Поэтому советую загадывать не абстрактные желания, а ставить конкретные цели и задачи».

Похожие материалы