Обложка

Откуда берутся строители

Когда руководитель читал Кастанеду, поёт тенором и умеет выпрыгивать из зависающего в тундре вертолёта — такое как минимум нетривиально. Всё это о директоре Инженерно-строительного института Игоре Владимировиче ТАРАСОВЕ, с которым мы проговорили два часа, но, кажется, не обсудили и половины важного.

Тарасов входит в пятёрку самых молодых директоров институтов СФУ. Редакция хотела представить его в газете ещё год назад, но тогда окончательного утверждения в должности не было, а теперь Игорь Владимирович говорит: «Я год назад и я сейчас – это два разных человека». Это, конечно, про степень ответственности и масштаб решаемых задач.

Как люди выбирают судьбу (или судьба — их)

— Вы, случайно, не из династии строителей?

— Нет. Мой отец оканчивал лесоинженерный факультет, занимался проектированием и прокладкой лесных дорог. Но сказать, что он не строитель, у меня язык не повернётся. Во-первых, он воспитал двух строителей — мой младший брат тоже окончил ИСИ и тоже защитил кандидатскую диссертацию, работает доцентом на кафедре строительных конструкций и управляемых систем. А во-вторых, лет 15 назад отец решил строить дом и построил его — с моей и брата помощью. Дом выполнен из монолитного арболитобетона, эту технологию в советские времена применяли. По сути, засыпаются древесные стружки, щепа, цемент, известь — бюджетный и относительно экологичный вид строительства, при этом энергоэффективный и дешёвый. Уникальность в монолитном исполнении. Обычно строят из блоков, а мы сами выставляли опалубку, сами укладывали смесь. От начала до конца всё своими руками.

— Так, как вы выбирали, куда поступать?

— Рассказать — не поверите. У меня друг был в школе Александр Зыков. Мы занимались с ним музыкой, творчеством. Его отец был архитектором, и это — Евгений Аркадьевич ЗЫКОВ, который сейчас исполняет обязанности директора ИАиД. Когда я бывал у них дома, листал журналы по архитектуре, видел проекты, чертежи. Мне было интересно — это же реальная тема: проект сделать, построить дом.

Я оканчивал красноярскую гимназию № 3. Она была с усиленным английским, и большинство одноклассников шли на международную экономику или на иняз. Я тоже пошёл с ребятами на подготовительные курсы в КГУ на международную экономику. Но душа не лежала. И люди вокруг как не родные, и атмосфера.

Так что из КГУ я решил сходить через дорогу в КрасГАСА (может, сказалось знакомство с архитектором?). В коридорах макеты висели, атмосфера понравилась, ребята интересные. И я стал заниматься, чтобы поступить сюда. Сдал на максимальные баллы, но много тогда поступало золотых медалистов, так что учился платно первые два года, тянулся на «отлично», чтобы перевестись на бюджет. Так на «отлично» и окончил.

Кому и чему учить

— У кого вы учились?

— Наше поколение застало великих учителей, которые известны на всю Россию и за её пределами. Это академики Лев Васильевич Енджиевский, Наум Петрович Абовский, бывший ректор КрасГАСА Виктор Дмитриевич Наделяев, Георгий Фёдорович Шишканов. Конечно, они оставили большое наследие: учебники, монографии, научные школы. Но нам повезло общаться с ними с глазу на глаз, а это важно — прикоснуться к глыбе. Хотя понимаешь это потом.

— Сейчас те, кто вам преподавал, — ваши подчинённые. Это трудно?

— Здесь проблем нет, все понимают, что работа есть работа, она всегда на первом месте. А человеческие отношения всё равно остаются.
Проблема в другом: вместе с изменениями, которые происходят в мире, в технологиях, должны меняться и подходы к образованию. Понятно, что основы строительной науки остаются неизменными, но появляются другие инструменты овладения и передачи знаний, а это значит, преподаватели должны постоянно работать над собой, чтобы оставаться в современной повестке, быть востребованными. Это касается и преподавателей старой закалки, и тех, кто относит себя к молодому поколению. Меняться тяжело любому, но особенно когда ты уже доктор, профессор… Моя задача — создать условия для таких изменений.

В одной из лабораторий ИСИ: установка для определения радона в воде

В одной из лабораторий ИСИ: установка для определения радона в воде

— Перечень основных курсов, которые вы сами читали, достаточно широк: история строительства, архитектура, урбанистические тенденции. Сейчас на преподавание есть время?

— Действительно, я лет 15 преподаю, вёл разные предметы. Но сейчас время остаётся только на дисциплину, близкую к тематике, по которой я защищался, — экологическая безопасность материалов и объектов строительства. Думаю, здесь меня интереснее слушать, могу привести много примеров из практики. Ведь, учась в аспирантуре, я ещё работал в Центре гигиены и эпидемиологии, много ездил в командировки, повидал такие места в Красноярском крае, куда иначе бы не попал никогда — и на нартах перемещались, и на лодках, и на вертолётах.

Что трансформируется

— Поговорим о работе директора. Какие перед вами стоят неотложные задачи?

— Главное — трансформация образования. Образование в целом сегодня меняется в связи с переходом на цифровую экономику. А в строительстве этот переход ещё на законодательном уровне закрепили: с 2022 г. объекты капитального строительства, возводимые с привлечением бюджетных средств, должны сопровождаться информационной моделью. И в это вовлечены все — и проектировщики, и учреждения экспертизы, и сами строители, которые должны уметь читать эту новую документацию и по ней работать.

Суть в том, что, создавая 3D-модель, ты более детализированно всё прорабатываешь, и уменьшается вероятность ошибки. Когда мы учились, реальный объект переводили в 2D. А сейчас учимся моделировать сразу в 3D. Ведь здание — сложная штука, помимо строительных конструкций в нём много всего: инженерные системы водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, пожаротушения и т.д. Всё это должно гармонично сочетаться. Информационная модель позволяет уменьшить количество ошибок, реальный объект в итоге ничем не должен отличаться от проекта. Это приводит также к экономии времени и ресурсов.

— Цифровые двойники — это большой вызов для отрасли?

— И для отрасли, и для нас. Конечно, мы отдельные элементы технологий информационного моделирования (ТИМ) преподаём уже несколько лет, но сейчас это выходит на новый уровень. Во-первых, всё больше проектных организаций переходят на ТИМ, и мы должны обучать не только студентов, но и специалистов отрасли по программам ДПО. Такую программу мы, кстати, разработали и уже пилотно реализовали с Красноярскгражданпроектом –32 специалиста этой организации по ней обучились.

В лаборатории строительной экологии и энергоэффективности идёт процесс испытаний вакуумной теплоизоляции

В лаборатории строительной экологии и энергоэффективности идёт процесс испытаний вакуумной теплоизоляции

Во-вторых, другая проблема обозначилась. Мы до сих пор преподавали в основном на продуктах Autodesk (AutoCAD, Revit), а они зарубежные. Иностранцы уходят с нашего рынка, кроме того, готовится указ президента о переходе на отечественное ПО с 2024 года. Российское ПО есть, но до сих пор оно было недостаточно проработано. Разработчикам предстоит срочно довести эти продукты до ума, а нам — обучать своих преподавателей этим новым инструментам. Мы разработали программу ДПО «Введение в информационное моделирование: цифровые компетенции преподавателя», выиграли внутренний конкурс, и сейчас я сам и ещё около 40 преподавателей ИСИ этот курс осваиваем.

— Обучают свои же преподаватели или приглашённые?

— Программным обеспечением, как импортным, так и отечественным,у нас хорошо владеет преподаватель Ольга Дмитриевна КУРБАКОВСКИХ. Вместе с Валерией Викторовной ПУХОВОЙ, моим заместителем по учебной работе, они разработали две программы ДПО. Но у нас есть и внешние эксперты, партнёры, работаем с компанией BIM-Cluster, они продвигают ТИМ в России и ушли далеко вперёд. Перенимаем у них опыт.

— А вообще в области повышения квалификации и ДПО большая конкуренция у строителей?

— Разных курсов в интернете много, есть и бесплатные — на платформах «Дом. РФ», Vysotskiy, университет Минстроя.
7 профилей подготовки

— До сих пор речь шла о переподготовке специалистов. А как трансформируется образование студентов?

— В 2020 году в обращении к Федеральному собранию наш президент предложил реформировать систему образования: не 4+2(бакалавриат+магистратура), а 2+2+2. То есть два года ты получаешь общепрофессиональные и универсальные компетенции, потом два года профильные, выбирая их, а затем можешь поступить в магистратуру. Получается, несколько раз за период обучения студент получает шанс изменить свою образовательную траекторию, сделать её фактически индивидуальной.

В этом году мы как раз разработали 7 таких профилей, которые студенты, поступающие к нам в нынешнем году, смогут выбрать на 3-м курсе в соответствии со своим рейтингом. Это «Промышленное и гражданское строительство»,«Проектирование зданий» (направление, которое мы утратили несколько лет назад, хотя оно очень востребовано), «Системы жизнеобеспечения зданий и сооружений», «Производство и применение строительных материалов»,«Организация инвестиционно-строительной деятельности», «Автомобильные дороги», «Техническая эксплуатация объектов ЖКХ». Есть у нас и специалитет — «Уникальные здания и сооружения», уникальщиками их называем, они 6 лет учатся.

— Но ведь все эти направления подготовки были и раньше?

— Раньше держателями направлений были кафедры, мы же хотим сделать акцент на образовательные программы. Тогда основную роль будут играть задействованные в реализуемой образовательной программе преподаватели.

Ресурсы

— У ИСИ есть проблемы с материальной базой? Как их решаете?

— Проблема есть. Устаревают компьютеры, оборудование, а новое ПО требует других мощностей. Надо искать средства, чтобы развивать институт. И мы стараемся участвовать во всех конкурсах и программах.

Так, мы плотно работали в консорциуме с Красноярскгражданпроектом в конкурсе по реновации Норильска до 2035 года и заняли там третье место. Выиграли тендер на проектирование мероприятий по стабилизации грунтов четырёх зданий в Норильске, где сваи проседают из-за растепления.

В планах — совместно с ИАиД создать BIM-лабораторию (Building Information Modeling) как раз по разработке информационных моделей жизненного цикла зданий и сооружений. То есть проектирование, строительство, эксплуатация, утилизация — всё должно быть здесь предусмотрено. Есть уже партнёр, который готов поставить нам часть оборудования.

Натурные испытания опытного образца фотогальванической теплозащитной панели для светопрозрачных ограждающих конструкций

Натурные испытания опытного образца фотогальванической теплозащитной панели для светопрозрачных ограждающих конструкций

— Строительная отрасль — небедная. Кажется, что все строительные предприятия в очередь к вам стоят. Это так?

— В большинстве случаев мы наблюдаем потребительский подход: получить хорошего специалиста, не участвуя в его подготовке. Но в последнее время ситуация начала меняться: у нас большой запрос на посещение защит выпускных квалификационных работ, приглашают на практику (в том числе оплачиваемую), проводят профессионально ориентированные лекции, мероприятия с призами и подарками, ведут отбор со второго курса обучения с выплатой корпоративной стипендии. Особенно хотелось бы отметить предприятия Группы «Полюс» - «Полюс Строй» и «Полюс Проект», они очень инициативные и заинтересованные в сотрудничестве с ИСИ.

Помогает и краевое министерство строительства. По инициативе замминистра Елены Анатольевны ЗВОНАРЁВОЙ на ежегодной выставке по строительству, архитектуре и ЖКХ в марте этого года впервые была проведена отдельная секция по образованию. По инициативе министерства ведётся и подготовка комплексных проектно-ориентированных выпускных квалификационных работ, выполненных с применением ТИМ. Этим летом студенты будут защищать работы по двум объектам: школа на 450 учащихся в Ванаваре (Эвенкия) и информационная модель библиотеки и ректората в кампусе СФУ.

— Ресурс для развития университета сегодня — это программа «Приоритет-2030». В какой степени ваш институт в ней задействован?

— Из четырёх проектов программы мы участвуем в двух. В проекте М4 занимаемся образовательным треком. А основной — проект «Центр низкоуглеродного развития и климатической политики» под руководством Антона Игоревича ПЫЖЁВА. Проект направлен на создание в университете научно-просветительской платформы решений в области низкоуглеродного развития и экологических решений с фокусом на эффективное ресурсосбережение. Мы хотим создать лабораторию «зелёных» решений с оборудованием научно-производственной, дискуссионной и выставочной площадки в кампусе университета, чтобы научиться проектировать, строить и эксплуатировать здания, которые бы сами себя снабжали энергией. Такие решения уже существуют в мире, но многое зависит и от особенностей района строительства. Необходимо это учитывать и уметь адаптировать с учётом климатических характеристик, чтобы показывать студентам, как это работает на реальном примере.

— Тогда вам на откуп должны отдать какое-нибудь из зданий в кампусе.

— Мы ведём работу в этом направлении. Надеемся, что одно из зданий КПП, которые остались после Универсиады, нам отдадут. Рассчитываем там разместить лабораторию и «зелёный» студенческий клуб.

— Кто входит в команду по этому проекту?

— Мой зам по науке Александр Петрович МОХИРЕВ и молодые ребята из лаборатории строительной экологии и энергоэффективности под руководством Алексея Максимовича ЖЖОНЫХ, а также профессор Рашит Анварович НАЗИРОВ в качестве эксперта. Здорово помогает Настя АНДЮСЕВА, она студентка ещё, но уверен, что после окончания института останется в нашей команде.

— Год работы над программой развития института, опыт директорства вас изменили. А какие уже получены результаты за этот год?

— По данным рейтингового агентства RАЕХ, по направлению «строительство» СФУ занял 5 место среди российских вузов. Это результат!

Не подводят и студенты. В прошлом году отмечалось 100-летие Московского государственного строительного университета, в честь этого проводился всероссийский чемпионат по информационному моделированию, и две команды наших студентов заняли 2 и 3 места, уступив лишь виновникам торжества. Пятеро студентов заняли призовые места на конкурсе выпускных квалификационных работ, ежегодно проводимом НИИ «МГСУ». Привезли призовые места с регионального конкурса по специальности в г. Томске. Самое свежее: на заключительном этапе Всероссийской студенческой олимпиады в Пензе наши бакалавр Регина Фелимендикова и магистрант Никита Татаринцев заняли вторые места. Так что есть ради чего работать.

БЛИЦ

Любимая книга или автор? Астафьев. Сказывается, видимо, что земляк: много читал его описаний природы. А вообще любил Даниила Хармса, Карлоса Кастанеду, Воннегута, в школе Жюля Верна много читал. Но сейчас художественные книги практически не открываю, всё чаще — служебные документы по работе и профессиональную литературу.

Исторический деятель? Владимир Путин. То, что он делает, войдёт в историю.

Город, в котором хотели бы жить? Красноярск. Никогда даже не думал о том, чтобы его поменять.

Семья, дети? Со своей женой Натальей я познакомился, когда меня после аспирантуры назначили руководить её магистерской диссертацией. Ей потом пришлось сменить руководителя:) Она биофизик, сейчас работает в КрасКоме. У нас две дочери — одна в первом классе, другая в садик пошла.

Самое необычное путешествие? Я много где был, из необычного вспоминается, как в Эвенкии на бензовозе ехали по руслу таёжной реки — иначе никак там, где нет дорог. Вообще, с экзотикой Сибири ничто не сравнимо.

Любимое место в Красноярске? Река Енисей. У нас лодка, беру с собой и жену, и детей –можем уехать далеко. На Красноярском море есть где разгуляться. Ты не привязан к дорогам, к местам скопления неадекватных компаний. К тому же вся семья любит рыбачить, даже у детей есть удочки.

Хобби? Я занимался академическим пением. Пою с 10 лет, был солистом хора «Каприччио», побеждали в разных конкурсах. До конца не оставляю этого: в прошлом году к 30-летию хора участвовал в юбилейном концерте, на 9 Мая стараюсь исполнять военные песни.

Спорт? Занимался волейболом, ходил в тренажёрку, пока детей не было. Сейчас в основном болею за нашу футбольную команду «Енисей». Мировой футбол меня не особо интересует, а вот наших игроков и тренеров знаю, слежу за ними уже лет 25. Хороший тренер сейчас у нас Вадим ГАРАНИН, преобразил команду, игра сейчас выглядит потрясающе, и видно, что радует не только болельщиков, но и самих футболистов.

Похожие материалы