Обложка

Третий «заплыв» в красноярском метро

«В Красноярске метро нет, а мы есть», — сказали в СФУ и создали новое СМИ. Пусть и учебное, но зато своё «Красноярское метро» как символ современного города и устремления к мечте.

Идея оригинального учебного интернет-проекта принадлежит старшим преподавателям кафедры журналистики и литературоведения ИФиЯК Дарье УСТЮЖАНИНОЙ и Олесе БОГУСЛАВСКОЙ. Наполняют портал студенты-журналисты второго курса. Они пишут о том, что считают действительно интересным: о важных новостях, значимых проблемах; делают развлекательный контент. Команда использует разные форматы, включая инфографику и подкасты.

— В 2020 году, когда мы находились на удалёнке, возникла необходимость дисциплину «Профессиональный тренинг: печатные и сетевые медиа» выстроить так, чтобы на дистанционных платформах студенты могли полноценно развивать свои практические навыки, — вспоминает Олеся Богуславская. — В процессе обсуждения родилась мысль о создании интернет-портала, где ребята в режиме онлайн постоянно публиковали бы свои работы. Кстати, сайт ребята разработали своими силами, получилось нечто похожее на городское интернет-СМИ. Сейчас наполнением портала «Красноярское метро» занято уже третье поколение студентов.

Главная целевая аудитория сайта — опять же студенческая. По словам идеологов проекта, у каждой новой команды есть возможность адаптировать рубрики под свои интересы.

Поскольку СМИ учебное, то при его тематическом наполнении преподаватели рекомендуют учитывать три основных параметра: корпоративные интересы, студенческая аудитория и локальность, в том числе привязка к городу. Есть постоянные рубрики, например новостная. А тематические претерпевают изменения в зависимости от потребностей того или иного курса и интересов, с которыми приходят студенты на обучение. К примеру, сейчас на сайте материалы размещены под рубриками «Люди», «Университет», «Свободное время», «В чём проблема...». Раньше была ещё и «Подземка».

— «Подземку» придумал самый первый состав редакции, здесь должны были появляться материалы про андеграундную неформатную городскую культуру, субкультурные сообщества, современное искусство, — поясняет Д. Устюжанина. — Но у многих студентов возникли сложности с поиском таких историй, поэтому в нынешнем учебном году «Подземку» мы демонтировали. Но сама по себе идея нравится. Не исключено, что в будущем ребята к ней вернутся, тем более навеяна она самим названием сайта.

В текущем семестре героями рубрики «Люди» стали, в большинстве случаев, ровесники самих студентов или близкие им по духу красноярцы, интересные целевой аудитории своей деятельностью либо своей неординарностью. Таких героев корреспонденты портала находят сами.

— У нас есть редакционные стандарты, которые разрабатываются начиная с самого первого года обучения студентов и обновляются с каждым новым курсом, с учётом новых реалий, — говорит Олеся Богуславская. — Это касается и выбора инфоповодов. Но главным критерием отбора инфоповодов становится традиционное понимание критериев ценности новостной информации. В нашем случае это географическая близость, актуальность, значимость и т.д.

Ребята обязательно мониторят основные новостные информационные красноярские агентства, просматривают корпоративные источники, пользуются и своими источниками информации, которые помогают находить оригинальные идеи для материалов. Снимки корреспонденты «КМ» либо делают сами, либо берут из бесплатных открытых фотобанков (если это абстрактные иллюстрации), либо из первоисточника при условии соблюдения авторских прав. Бывает, фото предоставляют и сами герои.

Студенты уже усвоили строгое правило: всегда указывать на сайте источник фото и согласовывать снимки с первоисточником. Помимо портала существуют ещё и социальные сети, где ребята также пытаются адаптировать свои материалы под разные каналы коммуникации. И одним из условий публикации визуального контента в социальных сетях является акцент на красноярской тематике.

В новостях, которые пишут студенты, есть доля рерайта, но обязательно должна быть и уникальность — чей-то комментарий, дополнительные сведения.

В рамках аудиторных занятий, проходящих в форме еженедельных планёрок, обсуждают различные метрические данные по соцсетям и контент, опубликованный на сайте. У ребят есть возможность задать преподавателям любые вопросы. Допустим, какой ракурс лучше осветить в материале, к каким источникам информации стоит обратиться.

Случаются и жаркие споры. Например, недавно спорили о том, как лучше адаптировать материалы для соцсетей и оформлять дизайн. Хотя и разработаны шаблоны для постов в ВКонтакте и Телеграме, периодически студенты возвращаются к этому вопросу, трансформируют дизайн и анализируют, что работает, а что не работает; решают, какие форматы использовать.

В «Красноярском метро» принята смена ролей: три недели ты корреспондент, следующие три недели — редактор. Каждый успевает побывать и в той, и в другой роли. Репортёры «Красноярского метро» максимально самостоятельны в рамках своих рубрик — каждую неделю они выбирают инфоповод, исходя из собственного авторского интереса. Еженедельно преподаватели курса устраивают разбор полётов: проверяют тексты корреспондентов «КМ» на степень наличия ошибок, анализируют, насколько инфоповоды были важными. Если есть замечания, студент имеет право доработать материал либо переписать его полностью. И по словам кураторов проекта, частенько переписывают.

«Над душой» у редакторской группы «КМ» тоже никто не стоит. Классические редакторы самостоятельно выстраивают коммуникацию с авторами, определяют дедлайн, заполняют контент-план, выставляют информацию на сайт. Креативные редакторы работают только с соцсетями.

— Мы как преподаватели к этим процессам отношения никакого не имеем, — объясняет Дарья Устюжанина. — Наша задача — чтобы всё работало само. Просто раз в неделю отслеживаем, что там происходит. Если видим, что на сайте или в соцсетях опубликованы тексты с неприличным количеством ошибок, то оперативно просим устранить; как правило, всё решается в рабочем порядке и быстро.

Корректора у редакции нет, дежурная редакционная группа сама вычитывает и правит тексты.

Что касается нормы публикаций, то каждый студент за семестр должен написать 7 больших тематических материалов, будь то интервью, репортаж, обзор и т.д., и порядка 25-27 новостей.

Вопрос, который волнует всякое, даже учебное СМИ, — обратная связь. В марте этого года, например, был резонансный материал — интервью с гардеробщицей университета Анной. История нашла живой отклик у читателей. А раньше выходило интересное интервью с одним из актёров драмтеатра им. А.С. Пушкина — текст тоже привлёк большое внимание, да ещё и герой публикации делился им в соцсетях, и театр делал перепосты.

— Когда появляются резонансные публикации, то обратную связь мы чувствуем сразу. Например, были тексты с комментариями в соцсетях, и эти комментарии в дальнейшем послужили инфоповодом для создания интервью. Мы учим студентов тому, что с той аудиторией, которая приходит в качестве читателя, можно и нужно взаимодействовать, реализуя профессиональные задачи, — поделилась О. Богуславская.

Проект «Красноярское метро» учит второкурсников-журналистов взаимодействовать со своими коллегами и с внешним миром, ведь они впервые пускаются в профессиональное плавание. Кроме того, студенты постигают, что такое дедлайн, иногда попадают в «экстремальные» условия, когда за короткое время должны выпустить определённое количество материалов. При этом важно, чтобы материалы выходили равномерно, а инфоповоды не пересекались.

По словам кураторов проекта, испытание на прочность в «КМ» выдерживают не все. Некоторые, сталкиваясь впервые с большим количеством респондентов, информации, которую нужно переварить и выдать, со сроками — не могут понять и принять журналистскую рутину. А ведь работа в учебном СМИ — своего рода тест на наличие журналистского начала в человеке. Преподаватели утверждают, что прошедшим через «Красноярское метро» ребятам проще адаптироваться к любым условиям профессиональной среды.

— В проекте студенты учатся работать быстро с разными формами журналистского текста. Когда мы на третьем курсе в рамках уже другой дисциплины («Интернет-журналистика») встретились со студентами, то периодически слышали от них: а мы вот так делали в «Красметро». То есть опыт они используют в дальнейшей жизни, — делится своими наблюдениями Дарья Устюжанина. — И вот уже два года подряд в конце второго курса находятся 2-3 человека, кто готов в следующем году помогать новому поколению студентов наполнять учебное СМИ. Здорово, что ребята чувствуют ответственность за это дело.

Идеологи проекта считают свою задачу выполненной. Посещаемость сайта — примерно 100 просмотров в день. Неплохо, ведь речь не о рейтингах и попадании в ТОП, а о выполнении учебной задачи. К тому же удалось создать механизм, работающий с любым преподавателем: выстроена система, распределены роли, прописаны стандарты. Этот механизм не привязан к личностям. А значит, проект может продолжаться долго.

Похожие материалы