Обложка

Не навстречу друг другу, а в одном направлении

О средней зарплате инженеров в 97 тысяч рублей, об айтишниках для металлургической отрасли, о том, где открыта Академия IT — и о многом ещё любопытном и важном узнали те, кто 2 июня слушал онлайн-конференцию «Передовая инженерная подготовка» (в эфире было более 4 тысяч человек).

30 передовых инженерных школ — уже через 5 лет

Потребность в инженерных кадрах значительна. Только в СФО это порядка 5 тыс. специалистов. Именно поэтому из полумиллиона бюджетных мест, которые ежегодно Минобр России устанавливает для приёма на первый курс, более половины — инженерные специальности.

Есть немало механизмов для привлечения абитуриентов в эту сферу, как со стороны вузов, так и со стороны работодателей. Алексей Левченко, зам. директора департамента государственной политики в сфере высшего образования минвуза РФ рассказал ещё об одном механизме — федеральном проекте передовых инженерных школ. Конкурс уже был объявлен, на него поступила 91 заявка. Это означает 3 претендента на школу, поскольку намечено создать 30 школ. Среди других основных показателей проекта: открытие 100 научно-технологических лабораторий по инженерной подготовке; выделение 600 грантов на прохождение практик и стажировок на передовых предприятиях; переподготовка 5 тысяч преподавателей.

Захват алюминиевого рынка

Поскольку в онлайн-конференции участвовали представители РУСАЛа, речь шла преимущественно о подготовке специалистов для металлургии. О том, в каких основных направлениях развивается эта отрасль, говорил Андрей Назаров, директор по персоналу Красноярского алюминиевого завода.

Из 9 алюминиевых предприятий, работающих в России, два расположены в Красноярском крае. Это «РУСАЛ-Красноярск» — самый крупный алюминиевый завод страны, и один из самых молодых и современных по технологиям — Богучанский алюминиевый.

Источник: rusal.ru

Источник фото: rusal.ru

Отрасль динамично развивается во всём мире, и растущая конкуренция требует дополнительных мероприятий, которые не осуществить без инженеров.

Можно выделить четыре ключевые направления, которые требуется развивать приоритетно.

Первое — это ESG- повестка, т.е. экологическая модернизация, переход на технологии современных анодов, сквозная цифровизация и др.

Второе — управление отходами. До 2030 РУСАЛ намерен перейти на замкнутый цикл производства. Этого не получится достичь, не внедряя научные подходы, новое оборудование и технологии.

Третье — создание революционной технологии инертных анодов. Работа над ней ведётся во всём мире, и кто первый её успешно отработает в промышленных объёмах, тот завладеет мировым рынком. Хотелось бы, чтобы это была Россия. Вообще, качество и скорость разработок — те два критерия, которые будут выводить предприятия вперёд.

Наконец, повышение общей эффективности. Здесь важную роль играет цифровизация: машинное зрение, роботизация процессов, 3D технологии и т.д.

Задел есть

Директор Института цветных металлов и материаловедения СФУ Владимир Баранов отметил, что поставленных задач не решить без серьёзной проработки и долгих дружественных связей с РУСАЛом. К счастью, у СФУ они есть — и Владимир Николаевич напомнил новейшую историю взаимоотношений вуза и предприятия.

Программа долгосрочного сотрудничества в области науки, образования и инноваций была подписана в 2010 году. Благодаря ей удалось реализовать 3 значимых для отрасли проекта, связанных с импортозамещением, разработкой уникального оборудования, технологий и сплавов. Всё это успешно внедрено на предприятиях. Но главным результатом стали сформированные проектные команды, которые пришли на действующие производства.

Ещё один совместный проект, работающий с 2012 года, — корпоративные группы РУСАЛа, куда набирают студентов, предъявляя им особые требования: умение работать в команде, мотивация, знание иностранного языка, успеваемость. Те, кто попадает в такую группу, получает целый ряд преференций, в том числе дополнительную стипендию, оплату проезда к месту учёбы, участие в реальных научно-исследовательских проектах и др.

С 2015 г. разработаны две программы уровня магистратуры в интересах компании (по металлургии цветных металлов и управлению литейными технологиями). Здесь обучаются преимущественно сотрудники компании. А всего в институте создано 5 базовых кафедр, ведущих согласованные с компанией образовательные программы.

С сентября в СФУ начнёт работу Академия IT

Не секрет, что айтишники как никто востребованы на рынке труда, и подготовкой в области IT занимаются все университеты России. Но при этом промышленный сектор испытывает кадровый дефицит IT-специалистов. Потому что вузы на самом деле готовят программистов широкого профиля без знания конкретных областей.

О том, как в СФУ намерены решить эту проблему, рассказал Денис Капулин, директор Института космических и информационных технологий: «До сих пор мы в основном работали с радиотехническими предприятиями, а тяжёлое машиностроение, металлургия оставались за кадром, системного сотрудничества не было. С завистью смотрел наш институт на ИЦМиМ, нам тоже хотелось взаимодействовать с РУСАЛом. И Академия IT — как раз ответ на дефицит специалистов этой сферы на металлургическом производстве».

Студентов в Академию IT будут набирать из второкурсников. К выпуску помимо диплома об окончании института они будут получать второй диплом — об окончании Академии IT. Проект масштабный — предполагается набрать 120 студентов, при этом заявок уже более 140, т.е. руководство института сумело заинтересовать студентов теми возможностями, которые им даст ориентация на РУСАЛ.

Обучение в Академии построено по модульному принципу, всего будет 6 модулей, и это не только предметы, но производственные экскурсии, участие в реальных проектах предприятия, хакатоны и т.д. Будет и дополнительная стипендия — 10 тысяч. Но оказалось, что не в первую очередь этим привлекла студентов идея обучаться в академии. Гораздо больше они ценят:

  • Скилл-сет, набор профессиональных и мягких навыков;
  • Крутую программу подготовки;
  • Лекции приглашённых спикеров и экспертов в IT-области;
  • Практику у работодателя;
  • Трудоустройство с хорошим заработком.

А ещё студенты видят, что не останутся одни, институт и компания поддержат их на всех этапах.

«Это именно тот процесс, к которому мы хотели прийти, — подчеркнул Денис Капулин. — От точечных решений по НИОКР и переподготовке к масштабному образовательному взаимодействию, установлению партнёрских отношений, у которых большое будущее».

Передовая инженерная школа

Вы ещё не забыли о проекте передовых инженерных школ, заявленных минобром России? Как раз такую школу как особую структуру намерены создать в СФУ. В онлайн-конференции приняли участие директора только двух институтов с инженерной подготовкой, а ведь таких институтов в СФУ более десяти.

Что определит логику создания передовой инженерной школы (кстати, неужели у нас появится новая аббревиатура ПИШ. — ред.)? Об этом в общих чертах сказал проректор по учебной работе СФУ Денис Гуц.

России предстоит ответить на вызовы нового технологического уклада. ESG-трансформация, кастомизированные сплавы, молекулярный уровень, перестройка технологий — все эти изменения неизбежны, но их не осуществить без трансформации инженерного образования. Инженеры призваны менять свои отрасли, а университет — центр этих изменений. «Инженер становится конструктором процессов, сверхинженером. По сути нам предстоит готовить боевую элиту, которая не просто будет решать задачи, а выстраивать рамки нового уклада», — подчеркнул Денис Сергеевич.

Аудитория спрашивает

Модератор конференции Варвара Рудовская фиксировала реакцию слушателей. В топе комментариев оказался вопрос о зарплате у современных инженеров. По словам Андрея Назарова, средняя зарплата на КРАЗе — 97 тыс. рублей, а вилка в меньшую или большую сторону зависит от уровня компетенций сотрудника. То есть чем больше экспертных компетенций вы получите, тем более ценным сотрудником будете и дороже себя продадите.

Ещё один важный вопрос — намерены ли РУСАЛ и СФУ впридачу к Академии IT создать аналогичную академию в области экологии, например? Татьяна Корнева, директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре РУСАЛа, отметила, что Академия IT даст базовый опыт для проектирования академий по другим направлениям. «И если в образовательных учреждениях будет отклик, то мы первые, кто готов начать диалог и выстраивать образовательный трек в ESG-направлении».

А Денис Гуц отметил, что с сентября СФУ запускает сквозную дисциплину по «зелёным компетенциям». То есть в университете студенты любой специальности будут владеть основами ESG.

Некий итог дискуссии подвёл Алексей Левченко. Он отметил, что опыт сотрудничества высшей школы и предприятий существует, для него созданы все условия. Но сегодня настало время, когда университет и работодатель должны уже не двигаться навстречу друг другу, как говорилось недавно, а идти в одном направлении: готовить востребованные кадры и обеспечивать экономику необходимыми технологиями.

Похожие материалы