Обложка

Фуди — тоже люди

В СФУ впервые проходит защита выпускных квалификационных работ (ВКР) в формате стартапов. Подготовлено десять дипломных бизнес-проектов. Если верить нумерологии — число счастливое.

Десять проектов и 18 студентов из шести институтов СФУ (Гуманитарный, Институт управления бизнес-процессами, Институт гастрономии, Институт инженерной физики и радиоэлектроники, Институт фундаментальной биологии и биотехнологии, Институт цветных металлов). Проект «Стартап как диплом» задуман для того, чтобы сформировать единую образовательную модель молодёжного предпринимательства в СФУ.

— Это новая форма защиты ВКР, в том числе магистерских диссертаций, — поясняет руководитель проекта «Стартап как диплом», заместитель директора ИУБП по научной работе Ирина РУЙГА. — Основное преимущество для студентов — изменение формата мышления: уйти от классической защиты диплома в позицию «владельца бизнеса», примерить на себя роль предпринимателя и привлечь потенциальных и реальных инвесторов в свой бизнес-проект. К защите допускают как проработанные инновационные бизнес-идеи, так и сам бизнес. Главное: у проекта должен быть минимально жизнеспособный продукт (MVP — тестовая версия), понятная модель финансирования и потенциал масштабирования с оптимальной монетизацией.

Защищаться в формате стартапа могут студенты любого направления, хотя в первую очередь проект направлен на развитие технологического предпринимательства. В первую десятку попали стартапы в сфере социального предпринимательства, креативных индустрий и технологические. Исполнителем в проекте может выступать как один человек, так и целый коллектив.

История №1. Одежда из будущего

Эта коллекция отнюдь не ради эксклюзивного перформанса. Над стартапом по производству умной и технологичной одежды под российским брендом DENKITO работали студенты ИИФиРЭ Сергей МАНЕЛЮК и Роман ЛОСЯКОВ, студентка ИКИТ Юлия ГАВРИЛЕНКО. Концепция строится вокруг идей Сергея — технического специалиста и лидера проекта. Пару лет назад его имя прогремело на всю страну, и в федеральных СМИ можно было встретить заголовки вроде: «Красноярский студент создал светящиеся кроссовки с автошнуровкой, как в фильме «Назад в будущее».

Синтез моды и современных технологий воплощён и в бизнес-проекте, который на защите будет представлять Роман Лосяков.

«Минимальным жизнеспособным продуктом» стала одежда, предназначенная для гиков и ценителей моды, которые получат таким образом средство самовыражения. В коллекции инновационных товаров — джоггеры с возможностью видоизменения через фастексы (застёжки) на поясе, которые используются и как декоративный элемент. Есть футболки с картинками и QR-кодами, ведущими к новостям из будущего (почти всё сгенерировано нейросетями). Разработчики предлагают худи с магнитными кулерами по бокам для охлаждения. Такая модель может пригодиться как летом, так и в другое время года, если находишься в непроветриваемом жарком помещении.

Что касается кроссовок со встроенной вентиляцией и автошнуровкой, как у персонажа фантастического фильма Марти Макфлая, то авторы стартапа думают над установкой приложения, благодаря которому через bluetooth можно будет ими управлять.

— Прошлой весной был объявлен конкурс «Студенческий стартап», и Сергей Манелюк предложил мне и Юлии Гавриленко (программисту и дизайнеру) присоединиться к нему, так как по условиям гранта в составе команды должны быть действующие студенты, — вспоминает Роман Лосяков. — Осенью мы приступили к проекту. Сергей отвечает за научную сторону умной одежды и её техническое воплощение, а на мне бизнес-сторона проекта, коммерциализация. На сегодняшний день мы уже подали заявку в Федеральный институт промышленной собственности и, по сути, являемся правообладателями бренда DENKITO.

Главная сложность — маленькая команда. Все задачи мы делим на троих: работа на маркетплейсах, с дистрибьюторами, моделирование и печать всех технических элементов, подготовка и участие в различных акселерационных программах и прочее. Наш инвестор и индустриальный партнёр ООО «СИБОК» отвечает за швейное и вышивальное производство. Предприятие оказывает помощь там, где у нас не хватает компетенций. С момента старта прошло полгода, и мы планируем расширять ассортимент, перечень применяемых технологий, целевую аудиторию и, надеюсь, команду. А ещё проект сильно расширяет кругозор и компетенции. И это интересно! Думаю, каждому студенту следует получить такой ценный опыт.

История №2. Сервис для мобильности

В основе стартапа студентов выпускного курса бакалавриата ИУБП (направления «Менеджмент» и «Бизнес-информатика») заложена разработка цифрового сервиса академической мобильности и коммуникации международного сетевого партнёрства, а впоследствии и его мобильного приложения. Проект обширный, поэтому готовились основательно: ребята принимали участие в грантовых конкурсах, таких как «УМНИК»; прошли курс школы управления «Сколково». Консультируют их специалисты проектного офиса СФУ, а также преподаватели, профессора института. У команды высокий потенциал и все шансы на успех. Проведена тщательная работа по поиску конкурентов, выявлению рисков, оценки возможностей рынка.

— Сервис поможет ускорить и упростить процесс деловых коммуникаций между вузами-партнёрами и автоматизировать бизнес-процессы, — считает участник проекта Алёна ГОТОВКО, студентка ИУБП (читайте про Алёну на стр. 14 — ред.). — Опыт международных связей обеспечит новый уровень развития партнёрства с бизнесом в реализации совместных проектов, создании экспертных заключений, проведении обучающих семинаров по ключевым проблемам бизнеса, подготовки проектных команд под заказ компаний.

Идея создать удобный для коммуникации с вузами-партнёрами сервис появилась у нас давно. На базе ИУБП уже несколько лет проводится «Летний университет», куда приезжают студенты из Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана. На бакалавриате и в магистратуре у нас обучаются граждане Китая, Саудовской Аравии, Эквадора и других стран. Кроме того, студенты нашего института и студенты вузов-партнёров принимают участие в международных олимпиадах. И таких событий много. Отсюда огромное количество заполняемой документации. Поэтому, заручившись поддержкой директора ИУБП Зои Андреевны ВАСИЛЬЕВОЙ, мы приступили к реализации стартапа.

Поскольку проект касается инфраструктуры, то первоначальными источниками финансирования станут гранты и государственные программы. В дальнейшем для развития стартапа собираются привлечь инвесторов.

— Пилот нашего продукта будет готов в конце июня. Доработку функционала планируем на конец августа, — продолжает Алёна. — Наш труд будет заложен в основу выпускных квалификационных работ следующего года. В будущем, чтобы упростить процесс коммуникации с зарубежными партнёрами, хорошо бы перевести все бизнес-процессы в информационную среду. У нашего института постепенно растёт число вузов-партнёров, поэтому мы уверены, что у проекта большое будущее.

История №3. Привет, еда!

Кто-то старается избегать числа 13, а вот студенты Института гастрономии, разработчики стартапа «ФУДИ экспресс-пицца», наоборот. Их бизнес-проект, вынесенный на защиту, — это приготовление и быстрая доставка пиццы, отражающей вкусы тринадцати стран мира (можно позавидовать экспертам-дегустаторам!). Само название стартапа говорящее: фуди — это люди, находящиеся в постоянном поиске новых вкусовых ощущений, новых сочетаний. Просто утолить голод — для них не главное, еда — это хобби, целый ритуал, событие, доставляющее удовольствие!

В меню «Фуди» — пицца классическая (Италия»), острая мясная («Мексика»), вегетарианская («Армения») и другие.

— На защиту мы представим готовый бизнес, — рассказывает студентка 4 курса Анна БАШЛЫКОВА. — С идеей нам помогла университетская стартап-студия, где в числе прочих проектов был презентован и стартап «Пицца-кампус». Сначала мы хотели связать концепцию с INSTITUT PAUL BOCUSE, так как его филиалы находятся по всему миру, но потом просто отразили во вкусах пиццы колорит разных стран. Мы брали у каждой страны какое-то традиционное, всем знакомое блюдо и воплощали его в пиццу. Например, хачапури по-аджарски перенесли в пиццу «Грузия». А в нашей стране любят соленья, вот мы и взяли за основу маринованный лук, огуречный тоник и куриное филе — получился интересный вкус пиццы «Россия».

Честно признаюсь: стартап одобрили не сразу, приходилось дорабатывать, это ведь наш первый опыт. Нужно было просчитать рациональную финансовую модель, показать перспективы развития. Наконец, инвестор, попробовав продукт, ознакомившись с расчётами себестоимости и планами прибыли, остался доволен.

В команде проекта пять человек, это студенты второго, третьего и четвёртого курсов Института гастрономии. Есть наёмные специалисты, которых ребята сами после собеседования приняли на работу. Помогают и специалисты сети ресторанов Bellini Group. Основные потребители пиццы — студенты и сотрудники вуза, зоны доставки — кампус СФУ и экопарк «Гремячая грива».

— Официально мы запустили производство 10 апреля и работали поначалу в формате навынос, а с 4 мая наши курьеры (тоже студенты СФУ) доставляют пиццу адресно, в границах кампуса. Работаем с 11 до 19 часов с понедельника по субботу, — говорит Анна. — Помимо пиццы предлагаем необычные роллы — хайфуды. Есть мясные — с куриным филе и домашним фаршем, есть сырные. В меню представлены также закуски и напитки. Свою производственную точку мы обустроили на площадях кухни учебного ресторана «Истории».

Как и в любом бизнесе, у команды университетских рестораторов — свои риски. Это и ограниченная территория доставки, и персонал — в общепите довольно большая текучка. Но ребята не теряют оптимизма и мечтают в недалёком будущем расширить радиус доставки, вводить новые позиции в меню, работать на различных мероприятиях, которые проходят в СФУ.

«Плюшки» для стартаперов

Студенты, принявшие решение об альтернативном формате защиты ВКР, конечно, испытывают дополнительную нагрузку. Зато такой выпускник уже может претендовать на представление своего проекта на Инвестиционном комитете, получить финансирование на открытие и развитие своего бизнеса от ООО «Стартап-студия СФУ» и стать наставником, а в последующем и ментором для других студентов.

Похожие материалы