Обложка

Рукой потрогать будущее, или

Как архитектура внедряет достижения науки

То, что кажется утопией, уже завтра может стать реальностью. Примеры этого каждый может припомнить даже из собственного опыта. Поэтому, побывав на конференции архитекторов «Город, пригодный для жизни», нам захотелось познакомить читателей именно с докладом о градостроительном футуризме. Ведь прогнозы на будущее, по мнению автора доклада Натальи Унагаевой (доцент кафедры градостроительства ИАД), — это чаще всего то, что следует реализовывать уже сегодня. Мы благодарны Наталье Александровне за предоставленные материалы.

Правительство детей

С одной стороны, футуризм обладает чертами антиисторизма, это фантазия. С другой стороны, идеи опираются на имеющийся опыт, ресурсы, достижения науки и техники. И многие футуристические идеи постепенно становятся реальностью. Вспомнить хотя бы город будущего — Астану, где уникальными зданиями отметились архитекторы с мировым именем; или города в ОАЭ, совсем недавно кажущиеся научно-фантастическими утопиями.

Многие из известных нам утопий были задуманы как прообразы политических символов, в которых идеальное общество противопоставлено обществу реальному. В последнее десятилетие большая группа футуристических проектов появляется в ответ на глобальные экологические проблемы и противопоставляется условиям жизни, которые могут наступить в будущем.

Футуристические градостроительные проекты позволяют выявить инновационные подходы в создании среды обитания будущего и в то же время задуматься об определении приоритетов социального развития общества уже сегодня.

Показательным в этом смысле является проект, который стал «новаторской документальной франшизой» — «Правительство детей» (реж., сцен. Иоана Мишиэ, 2019 г.). Фильм основан на интервью детей, которые, вообразив себя президентами, пытались представить будущее развитие своего государства. Их видения — это не только осязаемые утопии, но и заставляющие задуматься заявления о сегодняшних противоречиях в обществе. В фильме более 15 глав, переосмысливающих образование, архитектуру, транспорт, здравоохранение, технологии, правосудие, лидерство в обществе.

Продолжением этого проекта стала 3D-виртуальная реальность — «Осязаемые утопии» (Tangible Utopias VR) — собрание потенциальных городских сценариев будущего, созданных под впечатлением от этих детских образов. Главная мысль: ты можешь сам выбирать / исследовать / населить / изменить / оценить свою собственную идеальную утопию. Новаторская виртуальная вселенная бесконечна, т.к. использует бесконечный дальновидный потенциал человечества (Trailer https://vimeo.com/476444668).

Детское видение открывает целый набор практик для улучшения мира. И может найти пересечение с футуристическими идеями профессионалов.

Например, общим видением детей является желание дематериализовать жилую среду в зависимости от образа жизни и сиюминутных желаний. Такую же цель преследовал Р.Б. Фуллер (инженер и философ), который занимался универсальными сооружениями, «способными вместить в себя всё, начиная от индивидуального жилья и кончая городом» (купол над Нью-Йорком, сфера-город в воздухе, город на воде); он пытался гарантировать контроль жизненной среды внутри макроструктуры. Идея реализовалась в ботаническом саду в Сент-Луисе (1960 г.), где комфорт поддерживается в разных зонах сада при полном отсутствии перегородок. Фуллер верил, что предельная комфортность для каждого человека обеспечит естественное достижение социальной гармонии. Та же мысль прослеживается у детей.

Вторым общим желанием детей являются «красочные пейзажи за окном». В детских фантазиях дома способны перемещаться, в том числе на большие расстояния, для смены впечатлений в зависимости от настроения. И если профессионалы сегодня задумываются о комфортной среде для жизни, то дети вкладывают в это своё содержание. Для них комфорт — это безопасность, мобильность и смена впечатлений.

Третий принцип — сочетать девственную природу и высокотехнологичный образ жизни. Это прослеживается и в названии виртуальных городов, и в стратегических целях их развития. Например, в придуманном детьми «Губка-городе» здания поглощают и очищают дождевую воду по принципу фильтра. В других городах использованы идеи вертикальных садов, которые направлены на очищение воздуха. «Текстильный город» основан на идее «гибких» стен зданий, которые позволили бы насладиться природными явлениями, не выходя из дома: летним дождём, дуновением ветра, тёплыми солнечными лучами. А «Город труб» основан на желании сделать реальностью процесс игры.

Тренд на экологию

По утверждению В.А Нефёдова, «разумный баланс возведённых строений и открытых озеленённых пространств вокруг них даёт нам шанс на воссоздание экологически здоровой среды». Это уже сегодня становится главным требованием к обустройству новых территорий. Экологический подход к проектированию, нацеленный на изучение экосистем, взаимовлияние природы-города-человека, должен стать основным при принятии решений по «заживлению» проблемных урбанизированных территорий.

Футуристические города, придуманные профессионалами, демонстрируют прежде всего освоение новых сред обитания: других планет, подземных, подводных, воздушных пространств. При этом города-башни, как и плавучие острова, — это уже наша реальность. Проекты по созданию экогородов, помогающих сократить воздействие на окружающую среду, полностью снабжающих себя продовольствием и энергией, реализуются уже в 20 странах. Голландия богата на примеры плавучих домов. Следующий шаг — создание плавучих городов, способных выдержать силу природы — ураганы и тайфуны.

Идея города на 80 тысяч жителей, свободного от машин, реализуется в Китае. Масдар — первый в мире город с нулевым выбросом углерода.

Подземные города пока остаются фантазией: люди всё-таки хотят видеть солнце.

Футуристическими проектами экогородов покоряет архитектурная студия «Винсент Каллебо Архитекторы» (Vincent Callebaut Architectures). Например, ими придумана ЭКВОРЕЯ — подводная ферма, напечатанная на 3D-принтере из мусора седьмого континента. Там живут «экологические / климатические беженцы» — основатели новой цивилизации. Они перерабатывают отходы, борются с окислением океана, строят энергетически самодостаточные дома из аглопласта (экологически чистые нити для 3D-принтера, получаемые из переработанного мусора и водорослей). Развитие среды обитания подсматривается у морских обитателей. Биореакторы на основе зелёных водорослей также перерабатывают жидкие и твёрдые органические отходы, производя энергию путём фотосинтеза и биометанизации.

На сайте компании рассказ о проекте ведётся от лица мальчика — жителя этого фантастического города. Ребёнок простыми словами описывает устройство жизненной среды, процессов, акцентируя внимание на то, каких результатов достиг его город в решении экологических проблем в отличие от сегодняшней цивилизации.

Ещё один проект этой студии — «Парк опылителей» — разработан при участии Европейской комиссии. Он направлен на сохранение биоразнообразия, популяризацию сельского хозяйства и продвижение передовой практики в области сохранения опылителей (т.е. насекомых — пчёл, бабочек, мух).

Дело в том, что количество и разнообразие опылителей сильно влияет на биоразнообразие растений, и наоборот. Потеря биоразнообразия у опылителей в настоящее время угрожает устойчивости растительных сообществ, которые нас кормят. Согласно отчёту, опубликованному в журнале «Nature» в 2016 году, вымирание опылителей — реальная угроза развитию сельского хозяйства. Она приведёт не только к потере 35% того, что мы едим, но и к сокращению 1,4 миллиарда рабочих мест в этой сфере. «Услуги», предоставляемые пчёлами и другими опылителями, оцениваются INRA в 153 миллиарда евро в год.

Парк, представленный студией Vincent Callebaut Architectures, демонстрирует в реальном времени тесную связь человека и природы, пропагандирует благородную роль профессии фермера, передовые методы сохранения опылителей на нескольких уровнях: территориальном землепользовании, сельскохозяйственном, в естественной природе и урбанизированной среде. Органическая архитектура парка задумана в единой концепции цветка, привлекающего опылителей, что в сочетании с воссозданной природой уже оказывает сильное впечатление на посетителей, а также демонстрирует процесс формирования экосистемы в природе.

Что делать сегодня, чтобы у человечества было «завтра»

Футуристический мир виртуальной реальности направлен на решение глобальных проблем. Он показывает, что можно изменить на локальном уровне и тем самым переломить ход событий. А можно:
• сохранять экологические коридоры (восстанавливать лесные опушки, медоносные луга, полосы естественной растительности вдоль сельскохозяйственных полей и дорог);
• интенсивно развивать органическое земледелие, перманентное сельское хозяйство, агролесомелиорацию, также ориентированную на увеличение биоразнообразия;
• восстанавливать «зелёные» и «голубые» коридоры естественных местообитаний представителей флоры и фауны;
• да просто увеличивать количество цветущих газонов и плодовых растений в урбанизированной среде.

Планирование города будущего основывается на реалистичных потребностях общества и заставляет задуматься об определении приоритетов социального развития уже сегодня.

Сценография футуристических градостроительных проектов направлена на то, чтобы поэтически взволновать людей, привлечь их внимание и даже в некоторой степени научить их тому, как защищать своё естественное наследие — среду обитания со всеми представителями фауны и флоры, а следовательно, своё здоровье.

Разработчики футурополисов демонстрируют междисциплинарный подход, использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, а главное — системность взглядов, в том числе на уровне регионов и городов, а не отдельно взятых фрагментов городской среды.

Поэтому футуропроекты можно рассматривать как методический материал для выработки концепций экологической реабилитации урбанизированных территорий и формирования экоориентированного мышления социума.

Похожие материалы