Обложка

Династия математиков

Оба доктора наук. Оба заведуют кафедрами. Оба математики. А ещё они — отец и дочь. Похожие друг на друга и внешне, и по отношению к миру. Как это передаётся, усваивается, проявляется — попробуем увидеть.

Отец

Пятнадцать лет назад, когда в университетской газете СФУ вышла статья «Научная школа Августа Циха» (публикация эта, кстати, получила 2 место во всероссийском конкурсе СМИ о науке), в ней говорилось, что у профессора 22 ученика защитили кандидатские диссертации, а двое — докторские.

Сегодня эти цифры выглядят ещё внушительнее: 30 кандидатов и докторов наук.

Август Карлович ЦИХ много лет заведует кафедрой теории функций Института математики и фундаментальной информатики СФУ, возглавляя красноярскую научную школу по многомерному комплексному анализу. Стартовавшая в Институте физики им. Л.В. Киренского СО АН СССР школа дала путёвку в науку более 100 учёным, в том числе из Узбекистана и Армении. В Узбекистане, например, пятеро выпускников красноярской математической школы стали ректорами университетов и сейчас радушно принимают делегации СФУ, неизменно передавая привет А.М. КЫТМАНОВУ, А.К. Циху и другим коллегам.

Десять лет назад, благодаря наличию в Красноярске этой научной школы, СФУ выиграл мегагрант на создание международной лаборатории комплексного анализа и дифференциальных уравнений. На основе результатов работы лаборатории было защищено 11 кандидатских и 2 докторские диссертации.

В свою очередь, уже лаборатория послужила серьёзным аргументом для открытия в рамках национального проекта «Наука и университеты» Красноярского научно-образовательного математического центра, который объединяет всех математиков Восточно-Сибирского региона. Создание этого центра Август Цих считает основным результатом своей работы на данный момент.

Немаловажная задача центра — в повышении уровня школьного образования. Про школьное образование Цих знает не понаслышке. Его жена Галина Афанасьевна с 1971 года работает учителем начальных классов в гимназии № 13 «Академ». Кстати, в своё время именно она была инициатором проведения в Красноярском крае международной математической олимпиады «Кенгуру», которая до 2001 года в основном не выходила за пределы столиц.

Красноярский математический центр, конечно, занимается образовательными программами для более старшего возраста. В том числе серьёзно поддерживает физико-математическую школу СФУ, и это влияние уже заметно. «Думаю, наша ФМШ сейчас мощнее новосибирской, — утверждает профессор. — Да и в институте благодаря ей видны локальные прорывы. В этом году почти четверть 1 курса — выпускники физматшколы. Я читаю им «Введение в специальность» и уже гораздо более глубокие вещи могу доносить аудитории».

Всегда радует профессора, когда среди студентов находятся многообещающие, таких единицы в десятилетие. Сейчас это аспирант Матвей ДУРАКОВ, из стобалльников и тоже из династии математиков.

Область научных интересов Августа Циха: комплексный анализ, алгебраическая геометрия, обработка сигналов, теоретическая физика. Он — автор фундаментальных монографий по теории многомерных вычетов и по теории гипергеометрических функций (вторая — совместно с учеником Т.М. САДЫКОВЫМ). Имеет более 100 публикаций. Работал в университетах Швеции, Германии, Франции. Читал лекции в Италии, Австралии, Бразилии, Исландии, Сенегала. И продолжает активно заниматься наукой: его коллектив подал заявку на очередной грант РНФ («Интегральные методы в комплексном анализе и его применениях») и сейчас ждёт результатов конкурса.

Дочь

Докторскую диссертацию Ирина Августовна АНТИПОВА защитила 15 лет назад, а год назад была выбрана заведующей кафедрой прикладной математики и анализа данных в Институте космических и информационных технологий СФУ.

То, что дочь тоже станет математиком, отец понял, когда Ирина перешла в 9 класс. До этого она была «в свободном плавании»: окончила музыкальную, ей хорошо давался иностранный язык, нравилась химия и даже мечтала стать стюардессой. Конечно, была и добротная математическая база, которую заложила прекрасный учитель Полина Ивановна ЛАРИНА.

Неопределённость будущего призвания закончилась, когда Ирина съездила в Красноярскую летнюю школу, а потом поступила в Заочную физико-техническую школу при МФТИ и через год вместо одной задачки из десяти начала решать 8-9. Стало ясно, что математические «гены» дали свои плоды.

Хотя научным руководителем Ирины был Александр Мечиславович Кытманов, пошла она по стопам отца и специализировалась на кафедре теории функций. Но после окончания Красноярского госуниверситета на ней не осталась: распределилась в Красноярский государственный технический университет на кафедру прикладной математики. С тех пор поменялись названия вузов, образовались новые институты, но кафедра та же, и Ирина на ней уже 30-й год. Кстати, это тоже у них с отцом фамильное — одно место работы в трудовой книжке.

Ирина занимается фундаментальными исследованиями в области комплексного анализа и алгебраической геометрии, которые находят применение в теоретической физике и теории обработки сигналов. Поскольку научная школа одна, с отцом у них есть ряд совместных научных публикаций. Работать над ними двум заведующим кафедрами приходится в разных форматах: обсуждают по телефону, на семинарах, в зуме. Иногда по дороге в аэропорт, отправляясь на какую-нибудь конференцию.

По признанию Ирины, перспективные математические задачи отец видит глубже. «Несколько раз ловила себя на мысли: иногда отец говорит что-то из разряда фантастики, как мне кажется; проходит время, и это происходит. Некоторые его математические идеи я понимаю не сразу, лет через 10». На самом деле, шутит Август Карлович, это метод такой — оставлять что-то на додумывание, намечать пунктиром. Идя в одном направлении, с какого-то момента Ирина отворачивает в сторону и вкладывает своё видение в решение задачи. И это правильно.

Когда Август Карлович говорит о дочери «в ней удачно соединён талантливый педагог и исследователь», — она смотрит удивлённо: отец в лицо её редко («никогда») хвалит. Но хорошо знает высокую цену её достижений. Например, Ирина в ноябре 2023 года была приглашена лектором на школу для молодых учёных в Математический институт им. В.А. Стеклова РАН, ведущий у математиков; для преподавателя из нестоличных вузов это редкость.

Год назад Ирина Августовна участвовала в выборах заведующего кафедрой. Но внутренне не чувствовала себя готовой к этой ответственности. Кафедра большая (около 30 человек), справится ли? И тут совет дал отец: «Это решается просто, — и дальше уже более жёстким голосом. — Ты должна полюбить всех. Повторяю (голос ещё ужесточается): ТЫ ДОЛЖНА ПОЛЮБИТЬ ВСЕХ».

Между прочим, совет нетривиален. В наше время работу организуют скорее понятиями «оптимизация», «эффективность». А здесь — любовь. Христианские начала. Нельзя не упомянуть, что евангельские заповеди Август Цих усвоил с детства. Родители (немцы Поволжья, сосланные в Сибирь) были глубоко религиозные люди, лютеране по вероисповеданию. И Август Карлович всю жизнь старается жить по-христиански.

Так вот, про эффективность совета «полюбить». Спустя год после выборов заведующей Ирина отмечает: «Вижу, что начала любить. В смысле — начала осознавать, что каждый сотрудник играет какую-то роль. А от меня требуется понять все процессы, взять ответственность за коллектив сотрудников и студентов кафедры, создать условия и одновременно раскручивать деятельность каждого на общую пользу».

В разговоре мы немного затрагиваем тему «Женщина и наука». Ирина Августовна признаёт: да, мужчинам легче сконцентрироваться и глубже погрузиться в проблему. Отчасти оттого, что у них по-другому устроены мозги. Но и с точки зрения социальной им легче — у женщин есть ещё и другая роль.

И всё-таки женщина и математика — вполне органичное сочетание. Тем более любимая математика, которая помогает жить. Как и любая работа, где не за зарплату, не лямку тянешь, а тебе нравится. Математика — это культура, вера в своего бога.

И математическая «тусовка» от всех отличается. Есть какая-то стеклянная перегородка, которая отделяет их от физиков, технарей, гуманитариев. Сейчас в моде междисциплинарные исследования, и математика у них «на службе». Но её предназначение не в этом. Яркая математическая идея способна дать мощный импульс развитию технологий. Да, это случается редко. Долгое время идея «вызревает» в теории. Это важно понимать (!), чтобы вдруг не подумать, что математика бесполезна.

В прошлом году И.А. Антипова выиграла грант РНФ для малых исследовательских групп.

И к её многочисленным планам (развивать кафедру, решать кадровую проблему, довести до ума аспирантов, доучить младшего сына-восьмиклассника) добавился ещё один важный пункт.

Внук

Старший сын Ирины Августовны тоже выбрал математику. Интересно, что он прошёл почти тот же путь, что и она. Рос шебутной, активный. Играл в футбол и хоккей с мячом, окончил музыкальную школу, лауреат разных фортепьянных конкурсов. Но после 9 класса тоже поехал в КЛШ и параллельно (при небольшом давлении мамы) сдал экзамены в физматшколу СФУ. Поступил — и всё пошло само собой. Хороший класс, хорошие учителя, университетская среда. За ним «присматривали»; например, тогдашний ректор СФУ академик Е.А. ВАГАНОВ беспокоился о том, чтобы наследник Цихов не унырнул в Москву. Но он унырнул.

Виктор АНТИПОВ окончил механико-математический факультет МГУ.

Учится в аспирантуре МГУ на кафедре теории вероятностей.

Параллельно окончил Школу анализа данных при Яндексе, Российскую экономическую школу и занимается финансовой математикой. На всякий случай запомните это имя: Виктор Антипов, из династии Цихов.

БЛИЦ
от Ирины Антиповой

Любимая семейная традиция? Семьёй мы ходим на концерты классической (и не только) музыки. Главный организатор — мой муж Алексей АНТИПОВ. Музыку у нас любят все.

Кстати, отец играет на гармони и даже на пианино играл «на слух», потому что нотную грамоту никогда не изучал. Из композиторов он, конечно, предпочитает немцев — Баха, Моцарта, Бетховена, любит нашего Шнитке. И очень — венгерские танцы Брамса.

Родословная? Отец из многодетной семьи — 8 детей. В семье говорили на немецком диалекте. Сейчас многие из родственников живут в Германии.

Семейное чтение? У нас вкусы расходятся, но у отца одна из любимых книг — «Фауст» Гёте.

Домашнее животное? У родителей уже третья собака, все одной породы — пудели. Но это мамина страсть. Все собаки избалованные. Со всеми отец устанавливает человеческие отношения. Но глядя на Котю, так зовут собаку, часто вспоминает Мефистофеля.

Вы чаеманы или кофеманы? И то и другое. Но кофе главнее для нас, гипотоников.

Фамильное блюдо?
Узбекский плов! Готовит отец, очень хорошо. Научили математики из Узбекистана, пока учились в аспирантуре и докторантуре на кафедре теории функций.

Любимый район в Красноярске? Академгородок и его окрестности.

Если бы обстоятельства сложились идеально — куда вместе рванули бы?
На Средиземное море, но не навсегда, а только в отпуск.

Вы развлекались проверкой IQ или каких-то других тестов? Что они говорят? Не-е, это вообще не наша история. Тесты IQ — это для искромётных. А мы медленные, долго запрягаем. Но иногда получается быстро ездить.

КСТАТИ

У Августа Карловича Циха множество учеников, и иногда у них с учителем случаются истории, которые хочется рассказать. Этой историей поделился магистрант Максим БУЗУРНЫЙ.

«Я на первом курсе писал экзамен по «Введению в специальность» у Августа Карловича. И во время экзамена у него зазвонил телефон и заиграла красивая мелодия. Когда я написал работу и подошёл её отдать, то спросил, что это за мелодия стоит у него на звонке. На что Август Карлович поворачивается и обращается к другому преподавателю, который был в кабинете:

— Слушай, позвони мне на телефон, Максим хочет мелодию послушать.

И преподаватель звонит Августу Карловичу прямо во время экзамена. Начинает громко играть музыка. Где-то секунд 10 мы слушали эту замечательную мелодию. После чего Август Карлович говорит мне:

— Ну, Максим, это Равель «Болеро»!

Пожалуй, это сама красивая история из всего времени моего обучения в институте)

Похожие материалы