Обложка

Зелёный кампус и другие проекты открытого университета

Наименование должности проректора по информационной политике, пожалуй, не отражает полностью той деятельности, которую ведут подчинённые этому проректору департаменты. Помимо информирования они отвечают за стратегические и партнёрские коммуникации, за впечатления от взаимодействия с университетом, за событийность, за этику и идеологию. В широком смысле — за открытость. И не только за процессы, но и за проекты, которые в этой логике реализуются. Сегодня мы попросили проректора Евгению Алексеевну ТУРТАПКИНУ рассказать как раз об этом — о состоявшихся и предстоящих проектах.

— В прошлом году в СФУ проводился внутренний конкурс инициатив, благодаря которому стали возможны и 5 проектов в области политики открытости. Как бы вы оценили их результат?

— Считаю полученный опыт феноменальным и не боюсь этого громкого слова. Я неоднократно участвовала в поиске инициатив и знаю, что у нас не так много активности на местах. К тому же сфера политики открытости — максимально широкая, у неё нет чёткого определения границ. Так что, если честно, я не ожидала ни большого количества предложений, ни их конкретности. Думала, проекты будут скорее интуитивные и преимущественно про информационную работу.

Но когда проектный офис стал передавать мне поступающие заявки, я испытала чувство, схожее с присутствием на долгожданной премьере. Ты видишь что-то хорошее, что давно ждал, понимаешь, что это случилось, и начинается нечто необычное и интересное.

— При такой оценке даже жалко, что из 18 поданных заявок реализовалось только пять. Почему?

5 проектов политики открытости, реализованных в СФУ в 2023 г.

• Цифровая астрономическая обсерватория СФУ

• Создание инфраструктуры для студенческой радиолюбительской станции СФУ

• Лаборатория цифровых медиа

• Геоинформационная система СФУ

• Научное тревел-шоу «Автостопом по науке. Енисейская Сибирь»

— Часть заявок по формальным признакам отсекал ещё проектный офис, если инициативы не имели признаков проекта, т.е. не подразумевали, что у них есть начало, конец и результат. Некоторые предложения были такие: а давайте начнём в университете делать вот это… Или: закупите компьютеры для нашей работы, а мы параллельно для вас сделаем что-нибудь.

Были проекты не реалистичные. Допустим, Институт гастрономии предложил проводить собственное кулинарное телешоу на федеральном канале. Для этого им нужны: телестудия, суперведущие, приглашение звёзд, транспортные расходы на съёмки и т.д. Всего бюджета программы «Приоритет 2030» не хватило бы на такой проект.

— А какой бюджет выделялся для проектов открытости?

— Пять миллионов рублей. Финансирование, которое университет имел по программе «Приоритет 2030», преимущественно было направлено на основные процессы: обучение, науку и молодёжную политику, они всегда стоят в приоритете. Стратегические проекты отрабатывали экспериментальные практики, которые должны привести к коренным изменениям в университете. Нельзя сказать, что политика открытости финансировалась по остаточному принципу, но бюджет серьёзно ограничил количество претендентов.

Наконец, нужны были деятельные люди, которые возьмут ответственность за конкретные показатели и смогут их достичь фактически за полгода. Поэтому я проводила собеседования с командами всех проектов, вошедших в шорт-лист.

— Из 5 проектов только один был подготовлен сотрудниками подчинённых вам структур. Остальные — из институтов. Это было неожиданно?

— Для меня случился целый ряд открытий, расскажу одну историю. Во время экспертизы проектных предложений была отклонена заявка из ИКИТ. Обычно команды в таких случаях говорят: ну, не в этот раз. Но здесь в ответ я получила письмо от будущего администратора проекта Анастасии ТАМАРОВСКОЙ, глубокое, эмоциональное и чёткое. Не могла не пригласить команду на встречу. И очень оперативно они подготовили другую заявку, поскольку до этого просто не знали, какие суперзадачи и супердефициты университета можно их проектом решить. Речь о проекте ГИС. И если бы не их настойчивость, прекрасного проекта не было бы.

Вообще, люди, предложившие проекты по направлению открытости, я считаю, особенные. С ними я теперь точно не расстанусь. Они готовы тратить своё время и способности на то, чтобы делать мир лучше просто потому, что знают — это возможно. Конъюнктурных людей в этой области мало. Здесь романтики и профи. Когда эти два качества (видение будущего и навык на высокой степени подъёма) соединяются — это идеальное сочетание для проектов, которые должны служить обществу. Политика открытости именно на общество направлена: на новые возможности, на новые сервисы здесь, на этой территории. Не на показатели, не на объёмы, не на отчёты, а на человека.

— Команды были представлены как гуманитариями, так и технарями. Трудно было найти общий язык?

— Нет! Мы создали ТГ-канал для общения, сбились в товарищеское комьюнити и коллективно составили даже манифест «Политика открытости простыми словами». Получилось шикарно, и мне хочется, чтобы эти принципы вышли за границы нашей творческой группы и стали принципами университета.

Вот, например, некоторые из них. Они сформулированы самими проектными группами.

Принцип «важности малых дел»: каждое обращение в университет, даже незначительное с точки зрения мегапроектов, должно получить отклик.

Принцип «равноправия статуса»: обращается ли с просьбой студент, профессор или горожанин, — каждый должен получить равное внимание.

Принцип «практической пользы»: каждый проект в рамках политики открытости должен решать какую-нибудь практическую задачу или улучшать текущее состояние.

Принцип «прозрачности информационной среды»: лёгкие в освоении, интуитивно понятные, дружелюбные интерфейсы сайтов, АИС и других цифровых сервисов. И т.д.

Что мне в этой истории дорого: коллеги раньше не думали об открытости как об идеологии, а теперь стали носителями этой культуры и распространяют её дальше. Люди стали частью команды Большого университета. Обнаружили, что университет интегрирован в пространство города, края, и это даёт большие возможности. Каждый проект должен был создать то, что может выйти за границы университета и тем самым открыть университетские двери. И команды это сделали.

Студенты, разработавшие фирменный стиль:
● Дьякова Валерия
● Комарова Анастасия
● Ходякова Любовь

— В этом году проведения конкурса инициатив не планируется. Но запускается новый проект «Зелёный кампус». Расскажите, что за идеология в нём заложена?

— «Зелёный кампус» — это суперпроект университета, объединяющий научно-исследовательские, педагогические, культурные проекты, медиапроекты и общественные инициативы в области экологии и «зелёной экономики». У нас уже сейчас немало проектов экологической направленности. Это «Зелёная станция», альтернативная энергетика и транспорт, снижение углеродного следа, озеленение кампуса, раздельный сбор мусора и т.п. «Зелёный кампус» — это зонтичный бренд для всех этих самостоятельных проектов.

Упаковывая все экологические проекты в одну узнаваемую историю, мы будем решать как минимум две задачи. Первая внутренняя — закрепление экологичного поведения на уровне общеуниверситетской культуры. У нас ведь контингент обновляется каждые 4 года. И в университете должен быть такой стандарт поведения, когда ни сотрудник, ни студент не сделает ничего, что вредило бы окружающей среде. Например, никогда не бросит в лесу пластиковую бутылку. Для любого человека из СФУ это будет дикость.

— Это можно сделать нормой?

— Конечно.

Помните, не так давно у нас все столы в аудиториях были исписаны? И казалось, что мы никогда не сможем преодолеть эту порочную практику. Что не делали: мыли парты, красили, привозили новые, но за семестр их заново исписывали. А сейчас этого нет. Возможно, потому что появились другие форматы коммуникации, но вандализма, системного вреда имуществу в университете не происходит давно.

Вот скоро уже 9 лет, как мы открыли именную аудиторию Соколова, а будто вчера — нигде ничего не испорчено. Культура поменялась.

— Бутылки в университетском лесу уже сейчас, вроде бы, не бросают. В университете везде стоят ящики для сбора бумаги или батареек. Какие ещё могут быть показатели того, что экологичность становится нормой?

— Например, когда возле аппаратов с кофе станут брать меньше трубочек и крышек, потому что это дополнительный пластик и мусор. На самом деле это условное удобство — пить кофе через трубочку, а вреда от этого много. Было бы здорово, если бы человек из университетской среды всегда выбирал в пользу более экологичного решения.

— А вторая задача проекта «Зелёного кампуса», внешняя?

— Внешняя задача — демонстрация новых стандартов жизни в мегаполисе. Уже данность: кампус СФУ — образцовый микрорайон в нашем городе. Но мы хотим распространять наши подходы к жизнеобеспечению кампуса на городскую среду в целом. И не только популяризировать то, что уже есть (раздельный мусор, озеленение, энергоэффективность и др.), но постоянно искать другие красивые решения. Например, попробуем сделать что-то с газонами. Допустим, как их более экономично содержать.

Учёные университета каждый день работают над тем, чтобы жизнь человека в быту стала лучше. Мы будем это показывать и демонстрировать: есть новые решения; некоторые вещи легко перестроить; всё дело в привычке. И «зелёные» решения применимы везде — в упаковках, в питании, в утилизации мусора, в обогреве зданий, в строительных вопросах.

А «Зелёный кампус» — это проект особо маркированной деятельности университета, связанной с получением, тестированием, внедрением исследовательских разработок, образовательных и просветительских мероприятий, направленных на замену существующих технологий более рациональными, продвижение экологических ценностей и норм, изменение повседневных привычек, влияющих на окружающую среду, улучшение качества жизни.

Ведь кампус СФУ может служить и испытательным полигоном, и демонстрационной зоной нетривиальных решений в области экологии. Мы имеем уникальную по масштабу и возможностям территорию, где компактно расположены парковые зоны, инженерные лаборатории, конструкторские бюро, объекты инфраструктуры.

— Вы сказали, что «Зелёный кампус» — это зонтичный бренд для экологических проектов. Как разрабатывался бренд?

— Год назад Институт архитектуры и дизайна по нашей просьбе предложил студентам разработать фирменный стиль «Зелёного кампуса». Был предложен целый ряд интересных решений, и финальный проект собрал лучшее из разработанного студенческими командами. Также мы провели кастинг по отбору студентов, чьи лица вы увидите на баннерах с «зелёной повесткой». Запуск проекта «Зелёного кампуса» уже произошёл.

Соб. инф.

Похожие материалы