Обложка

Почти невыдуманная история в мультиках

Об успехе детской книги «Заботы и забавы маленьких енисейцев», вышедшей к 200-летию Енисейской губернии в 2022 году благодаря президентскому гранту по сохранению исторической памяти, наша газета уже сообщала. А сегодня расскажем о том, какое продолжение получил этот совместный труд Издательства СФУ и Ассоциации цифровых гуманитарных наук.

Творческая группа настолько вдохновилась темой традиций Енисейской Сибири, что решила развить её в мультфильмах, а заодно и расширить аудиторию проекта. Кто-то из ребят прочитает саму книгу, кто-то узнает её содержание через приложение, но ещё больше детей смогут познакомиться с темой, если посмотрят мультипликационные фильмы.

— Когда мы в первый раз привезли книгу «Заботы и забавы маленьких енисейцев» на московскую ярмарку, то не ожидали такого ажиотажа. Но история о приключениях мальчика, который попадает в прошлое и встречается там со своей семьёй, предками, оказалась настолько тёплой и живой, что у нас не осталось сомнений — эту благодатную тему нужно продолжать, — говорит руководитель редакционного отдела издательства СФУ Елена ЛИСЮТКИНА.

Мечта стала воплощаться в реальность в 2023 году после победы в очередном конкурсе Президентского фонда культурных инициатив. Проект «Мультурок «Енисейские истории» получил грант в тематическом направлении «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру и креативные индустрии традиционных духовно-нравственных ценностей».

Все истории, вошедшие в книгу, сочинила Мария РОМАНЮК, а проиллюстрировала художник Лариса БУЛАТНИКОВА. Теперь эти сюжеты из жизни детей Енисейской губернии XIX века, о том, как они учились в то далёкое время, как участвовали в жизни своей семьи, проводили свободное время, лягут в основу мультфильмов по каждой части книги. Таких частей четыре: приключение мальчика в семье, приключение в школе, игры со сверстниками, посещение ярмарки того времени. Два мультфильма уже готовы, а ещё два появятся к декабрю.

Кроме того, мобильное приложение с технологией дополненной реальности, которое уже есть в книге, сейчас расширяется, дополняется новыми электронными играми, заданиями — для того, чтобы ребёнок, играя в телефоне, мог попутно узнавать историю о жизни предков, живших 200 лет назад. Отвечают за это сотрудники университетской лаборатории цифровой гуманитаристики «Digital Humanities» (DHlab). Электронные игры на основе содержания мультфильмов им помогают разрабатывать студенты кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях Гуманитарного института СФУ.

— Всего таких игр пять: «Сибирская похлёбка», «Одеть Николашу», «Что это?», «Ярмарка» и «Словарь», — рассказывает заведующий DHlab Алексей САНИН. — В игре «Словарь», к примеру, будет определённое количество карточек, на которых изображены старинные предметы домашней утвари. Они упоминаются в тексте книги — ухват, рубель, чугунок, кринка, сечка и так далее. И ребёнку нужно правильно угадать, что изображено на каждой карточке. Если несколько раз правильно ответить — Хохлик тут же похвалит!

Над мультипликационной историей работают партнёры проекта — специалисты красноярской видеостудии Gera-group. Они пишут сценарии, рисуют персонажей и вообще делают весь видеоконтент.

Самый милый герой и книжных, и мультяшных историй — Хохлик. Образ этого обаятельного маленького домовёнка навеян славянской мифологией. Забавный человечек в узелке повсюду сопровождает мальчика Николашу. Он его проводник в далёкое прошлое, разговаривает с ним, подсказывает, наставляет, учит.

Чтобы ребята могли закрепить полученные знания, в том числе в игровой форме, создана и недавно вышла из печати Рабочая тетрадь «Заботы и забавы маленьких енисейцев». Разрабатывал её редакционный отдел издательства во главе с Еленой Лисюткиной. Красочные иллюстрации рисовала дизайнер Галина ИНЬКОВА.

— Сегодня дети часто думают: у их сверстников, которые жили 200 лет назад, не было смартфонов и интернета, и, наверное, это были просто дремучие ребята! Но они помогали взрослым по хозяйству, тоже учились в школе и как могли развивали свою малую родину. Историю эту сегодня важно знать, чтобы появилось желание сделать жизнь в нашем крае ещё лучше, — поясняет Елена Ивановна. — Когда мы работали над проектом «Заботы и забавы маленьких енисейцев», накопилось много образовательного материала, привезённого из экспедиций, который не вошёл в книгу. Поэтому в дополнение к «Мультуроку «Енисейские истории» мы сделали рабочую тетрадь. В ней, как и в книге, четыре раздела: дом, игры, школа, ярмарка. О доме, например, говорится как о главной опоре в жизни человека. Каждый ребёнок должен понять, что это маленькая первая ступенька для его будущего. Мы просим ребят найти и сфотографировать в их городе старинные дома. Сходить туда с родителями, узнать историю этих зданий.

Через приложение по QR-коду в рабочей тетради можно познакомиться с давно забытыми старинными играми. У нас есть задание придумать игру, в которой могли бы участвовать все члены семьи одновременно. Стараемся донести до ребят, что в играх очень важна взаимовыручка.

В тетради собраны разные задания — загадки, кроссворды, ребусы, есть раскраски и наклейки. В каждой части даём ещё и домашнее задание, и сделать его можно с друзьями в классе или дома с семьёй. Допустим, просим вспомнить фильмы или мультфильмы, литературные произведения, в которых рассказывается о школе.

В разделе «Ярмарка» мы предлагаем ребёнку взять деньги того времени, получить задание от родителей и купить какие-то предметы. Попутно ребёнок узнаёт, из каких мест на ярмарку приезжали купцы и какие товары привозили из разных стран. Чтобы это задание до конца выполнить, нужно либо книжку прочитать, либо с учителем побеседовать, либо мультик посмотреть.

Добавим, среди партнёров «Мультурока» — Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На его базе пройдёт конференция для педагогов дошкольного и начального школьного образования Красноярского края, где учителям расскажут, как пользоваться рабочей тетрадью на уроках. Издательство СФУ сотрудничает также с учреждением культуры «Енисей Кино». В его ведении около 200 точек по краю, где будут показаны мультики из цикла «Енисейские истории». Согласился устроить показы и красноярский «Дом кино», в том числе в детском кинотеатре «Мечта» в рамках образовательного проекта «Киноуроки».

Детские книги и другие материалы по истории Сибири — большая редкость. Неудивительно, что проектами издательства СФУ заинтересовались, например в Туве. Хотят написать для детей книгу об истории малой родины с применением технологии дополненной реальности на своём национальном материале.

Тем временем, издательство СФУ уже подало заявку ещё на один грант. На этот раз задумано сделать детскую книгу с дополненной реальностью о Красноярске, приуроченную к 400-летию краевого центра.

— Это будет серьёзная, хотя и для малышей, история нашего города. История научно-популярная, с привлечением университетских учёных, — поделилась планами Елена Лисюткина.

Так что продолжение следует.

Похожие материалы