О научном творчестве

Список профессора Полякова

Все испытывайте,
Хорошего держитесь.
(1 Фес 5.21.)

Институты и университеты ежегодно выпускают десятки инженеров-металлургов, но вероятно, только один из ста становится специалистом, вносящим ощутимый творческий вклад в развитие промышленности. Этим нисколько не умаляется вклад «линейных» инженеров, ответственных за поддержание должного уровня производства и внедрение новшеств. Как говорится, каждому – свое.

Какими же качествами должен обладать и какие качества должен развивать специалист (не обязательно металлург), ставший на стезю научного творчества? Ниже приводятся, по-видимому, иногда спорные, но зато выстраданные соображения об этих качествах. Они расположены не системно, и, можно полагать, какие-то являются следствием других. Ералаш (окрошка) сделан преднамеренно.

Итак:

1. Внутреннее чувство собственного достоинства, при котором между тобой и Богом нет посредников, и ты осознаешь себя личностью. Впрочем, один посредник приветствуется: это – учитель, который учит не столько наукам, сколько жизни, и найти такого – очень большая удача, даже счастье.
2. Хорошее воображение (я бы назвал его воображением ребенка). Весь вопрос в том, как его не «замылить» с возрастом, особенно по мере полового созревания.
3. Высокая грамотность и компетентность (это – дело наживное).
4. Умеренное самолюбие. В жизни часто убеждаешься в собственной слепоте и глупости, и для очень самолюбивых людей это большая эмоциональная нагрузка.
5. Умело выбранная цель (она должна быть значимой и даже любимой).
6. Высокая работоспособность и трудолюбие. Надо помнить, что все научные поля достаточно испаханы людьми, которые были, по крайней мере, в среднем не глупее нас, потомков. Чтобы их превзойти и требуется высокое трудолюбие.
7. Умение извлекать из процесса работы максимум удовольствия. Не унывать при неудачах.
8. Исповедование нематериалистической философии. Это – очень спорный тезис, но в моем представлении материализм примитивизирует бытие. Мне эта философия почему-то напоминает хакасское изваяние, прекрасное в своей благородной простоте и примитивизме.
9. Умение легко страдать. Вообще, все ценности добываются страданием. Парадокс заключается в том, что творческое страдание должно быть веселым, не угнетающим.

Текст на растяжке гласит: «Тепло приветствуем профессора Полякова!». Такой баннер встречал нашего ученого, которого пригласили прочесть две лекции в Северо-Восточном университете Китая (г. Шеньян) в конце прошлого года.

10. Хорошее здоровье (включая и психическое) и умение его поддерживать. Умение достаточно высоко устанавливать планку раздражительности.
11. Техническая интуиция и склонность к парадоксальному мышлению. Совсем по Пушкину:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель…»
Не могу согласиться полностью с Пушкиным. Случай играет роль только спускового крючка (на современном языке – триггера), когда подходит к концу период страдания. Изобретателю же подходит более изречение по Матфею:
«Ищите и обрящете,
Толцыте и отверзется»
12. Качества бульдога. Если цель привлекательна, но, на первый взгляд, недостижима, ее можно оставить, но только временно. Потом продолжать погоню.
13. Поведение гнома. Надо мысленно помещать себя в самые недоступные или микроскопические области аппарата или процесса и вести оттуда репортаж во внешний мир. Так делают акыны (азиатские народные певцы): что вижу – то пою.
14. Бережное и квалифицированное отношение к статистике. Умелая интерпретация статистической информации.
15. Жалость к аппарату. Понимание, что это – хрупкая диссипативная система, и ее легко искалечить.
16. При подготовке к работе нужно дать максимум ответов a priori (до опыта), т.е. предвидеть результат. Эти ответы обычно основываются на теоретических предпосылках, здравом смысле, аналогии и интуиции. Например, академик Королев сказал: «У Луны каменистая поверхность», определив тем самым конструкцию первого лунохода.
17. Правильный выбор сотоварищей (если это в вашей власти) и умение строить с ними хорошие отношения. Лучше, если сотоварищи представляют другие области знаний, потому что прорывы, неординарные решения почти всегда возникают на стыках наук или конструкций.
18. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
19. Ощущать величины параметров во время опытов, делать текущий анализ и не сбиваться в знахарство и шаманизм, однако развивать интуицию.
20. Заимствования приветствуются. Они должны делаться быстро, но обязательно критически. Нельзя попадать в плен авторитетов (привлекательных конструкций, громких имен, приятных форм и т.д.).
21. Квалифицированный анализ: определение границ системы, выделение подсистем, параметров здоровья подсистем и т.д.
22. Создание грамотной математической модели.
23. Обязательный экономический анализ. Надо помнить, что количественная оценка, даже очень приблизительная, лучше, чем просто эмоциональная.
24. Возня с идеей и вопли восторга после достижения цели должны быть примерно так же эмоциональны и радостны, как у курицы, снесшей яйцо.
25. Хорошо бы относиться к себе и к достигнутому с чувством легкой иронии, даже если это защита докторской диссертации.
26. Надо бегло читать литературу на разных языках. Смелее: любой европейский язык осваивается молодым человеком средних способностей за 2-4 месяца.
27. Следует освоить принципы нелинейной термодинамики необратимых процессов – может быть, не столько для их непосредственного использования в экспериментах, сколько для формирования собственных философских воззрений.
28. Умение ставить опыт по принципу: «Если …, то …». Такие опыты сразу подтверждают правоту или отвергают гипотезу.
29. Умение учиться у природы и наслаждаться ею и жизнью (Il faut profiter de la vie).
30. Умение радостно читать научно-техническую литературу.
31. Не хлопать ушами.
32. Понимать, что мы живем в переходный период растления душ и примитивизации мира, и сопротивляться этому.
33. Верить в себя и свое предназначение на Земле.
34. Мозги должны быть рефлектирующими: если что-то весьма убедительное противоречит вашему мнению, не нужно быть тупоголовым упрямцем.
35. Правильно устроить свою жизнь на семейном фронте.
36. С моей точки зрения, существует одна наука в естествознании – физика. Это слово так и переводится с греческого как наука о природе. По разным причинам (историческим, личностным и т.д.) ее научное поле делится на участки, например: биофизика, электрохимия – и т.д. Участки дробятся на делянки, например, электрохимия делится на электрохимию водных растворов и электрохимию полупроводников, электрохимию расплавов и электрохимию твердых электролитов, газовую электрохимию и т.д. Границы между делянками достаточно условны. Все науки объединяют великие законы сохранения (массы, энергии, заряда, количества, движения и др.). Надо обязательно пересекать границы, делать это спокойно и без пижонства.
37. Искусство и литература (только настоящие) являются источниками научного вдохновения и воображения, хотя это часто не замечается.
38. Невредно прочитать хорошую книгу о решении изобретательских задач.
39. Увлекательно излагать свои мысли не так-то просто. Надо владеть русским изыском. Безграмотные дикторы, «юмористы», третьеразрядные политики, телевидение и другие прочие делают все возможное, чтобы люди забыли, что такое красивый русский язык. Следует читать (хоть иногда) А.Чехова, Н. Гоголя, А. Толстого, К. Паустовского и других писателей.
40. Следует помнить, что все представители животного и растительного мира, а также большинство машин, созданных человеком, это – диссипативные системы, живущие по одинаковым принципам. Для них характерны:
• питание отрицательной энергией,
• кооперативное поведение подсистем,
• чувствительность к граничным условиям,
• наличие точек «быть или не быть» (точек бифуркации),
• минимум рассеяния энергии (производства энтропии).
41. Опыту должен предшествовать хороший литературный обзор: не надо изобретать велосипед.

П. В. Поляков, д.х.н, Заслуженный металлург РСФСР, директор Центра легких металлов

Похожие материалы