Глянец через увеличительное стекло науки

В конце мая в Красноярском педагогическом университете им. В.П. Астафьева состоялась X Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». В этом году научное событие было посвящено 85-летию со дня рождения В.П. Астафьева и 100-летию со дня рождения Л.В. Киренского. На два дня педагогический университет превратился в эпицентр общения молодых ученых. Не остались в стороне и студенты Сибирского федерального университета, а некоторые даже вернулись с победой.

Так, на секции «Социальная наука и практика в контексте общественных изменений» первое место заняла студентка кафедры социологии психолого-педагогического факультета ИППС СФУ Екатерина Костерина (на фото слева). Вместе с научным руководителем кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социологии Анной Валентиновной Немировской (на фото внизу) она представила результаты социологического исследования «Ценностные ориентации, отраженные в тексте глянцевого журнала».

Многие привыкли считать глянцевые издания развлекательным, несерьезным чтивом, популярность которого объясняется скверным вкусом читателей. Однако в социологии нет категорий «плохой» - «хороший» и «скверный» - «пристойный». В этой науке есть понятие «факт», поэтому наши докладчики попытались понять, почему у «глянца» за короткий промежуток времени появилось столько поклонников. Оказалось, что «безобидные», на первый взгляд, журналы оказывают серьезное воздействие на сознание человека. С помощью метода контент-анализа (формализованного анализа текста и иллюстраций) молодые социологи Института педагогики, психологии и социологии СФУ доказали, что целый ряд параметров - ведущая цветовая гамма, обращение к читателю, повторяющиеся слова и идеи в глянцевых журналах - направлены на формирование особого типа человека. Это идеальный член общества потребления: конформист, не обладающий способностью к саморефлексии, приоритетной ценностью которого является обладание. Это тот, для кого «глянец» формирует своих кумиров: известных, успешных, популярных в массах персон. Поэтому, говорят наши призеры, в век бурного развития медийной среды так важно уметь воспринимать информацию осознанно и критично. Ведь только последнее может спасти отдельного человека и общество в целом от застоя и гибели.

Соб. инф.

Похожие материалы