Путеводитель по кампусу

Кликните по фото,
чтобы увеличить.
















Учеба не средство, а образ жизни — в этом предстоит убедиться всем нынешним первокурсникам Сибирского федерального. Причем убедиться воочию, по мере приближения к стенам вуза, который станет не временным прибежищем, а долговременной средой обитания.

Сюрприз к 1 сентября университету помогло сделать дизайн–агентство «АртСтиль». Специалисты компании разработали единую систему визуальных коммуникаций, изготовили и установили объекты навигации: стенды–приветствия, информационные карты, коммуникаторы, пешеходные и транспортные указатели на территории кампуса. СФУ стал узнаваем, обрел «лица не общее выражение».

На вопросы нашего корреспондента отвечают специалисты дизайн–агентства «АртСтиль» Игорь Башкатов (генеральный директор) и Эдуард Богонос (директор по маркетингу)

Игорь Башкатов: — Наше агентство существует уже 17 лет. Мы разрабатывали и внедряли корпоративный фирменный стиль многих красноярских организаций — завода холодильников «Бирюса»,«Енисейтелекома», «Енисейского речного пароходства», «Краспана» и др. И для нас большая честь внести свою лепту в формирование корпоративной культуры самого крупного вуза Сибири. Свершилось! Фирменный стиль СФУ начинает жить в среде кампуса.

— Оформление зоны нашего кампуса — знаковое событие не только в жизни университета, но и в жизни города. Какие задачи решались по мере реализации этого проекта?

Эдуард Богонос: — Университетский городок — это огромная территория, множество больших новых строений, сложное зонирование и т.д. Еще полтора месяца назад он был для иногороднего абитуриента неизвестной и трудной для восприятия территорией. Мы предложили проект по созданию визуальных коммуникаций в зоне кампуса. Реализация этого проекта решила сразу две задачи. Первая — система навигации, т.е. система доступа и ориентирования на территории для пешеходов и водителей. Наши специалисты разработали карту кампуса, стандарты знаков — различного рода пиктограммы, дорожные и пешеходные указатели и знаки. Вторая задача — идентичность и репутационный имидж. Мы предложили архитектурный комплекс: вывески на зданиях, фасадах, нумерация объектов, различные штандарты, имиджевые плоскости, декоративные стелы, флагштоки с флагами России, СФУ, Красноярского края и города. Все эти разработки одушевили ядро кампуса университета, он стал единым корпоративным пространством.

— А как же все остальные площадки? Хочется ведь, чтобы не только возле главного корпуса все было в шоколаде…

Игорь Башкатов: — То, что сделано, — начало пути. Пока только в новом общежитии № 20, частично в главном корпусе и на территории Юридического института СФУ внедрена информационная система, что очень актуально в целом для университета. Сейчас ядро кампуса — это образец, демонстрационная зона с точки зрения того, как должно быть оформлено все корпоративное пространство университета. Дальше можно эти разработки внедрять в еще не оформленное пространство. Важно, чтобы процесс не пошел стихийно.

— В смысле, что каждый институт начнет изобретать что–то очень своё?

Игорь Башкатов: — Вот именно. Тогда может произойти нарушение идентичности. Не зря говорят, что лучшее — враг хорошего. Учитывая масштабы СФУ, безусловно, необходимо применять системный подход, т.е. внедрение корпоративных стандартов по всем разделам (навигация, информационное, имиджевое пространство). Если ещё год назад стены СФУ красили, руководствуясь ощущением: нравится — не нравится, то сегодня к интерьеру и экстерьеру нужно подходить, опираясь на имеющуюся стилистическую базу. При этом надо учитывать, как все это оформление будет жить, насколько эта система гибкая, удобная и т.д. Я считаю, что со своей задачей мы справились. Радует тот факт, что руководство университета понимает необходимость внедрения такого хлопотного проекта, как наш.

— Довольно оригинально исполнена информационная структура нового общежития № 20. Вы с кем–то обсуждали ее удобство?

Эдуард Богонос: — Нам многое подсказала заместитель начальника управления общежитиями СФУ Юлия Александровна Кайзер, и нам стало ясно, как должна быть устроена информационная система в современном общежитии. Путем взаимного общения, предложений родилась система информационных носителей: стенды «Правила проживания» (и даже на английском языке для иностранных студентов), указатели, таблички и др. Ничего волшебного, мы просто сделали так, чтобы общежитие могло «общаться» со своими студентами. Получилось красиво, аккуратно и удобно.

— Даже остановка «Госуниверситет» выполнена в фирменном стиле — тоже ваша работа?

Игорь Башкатов: — Не совсем. Постарались наши партнеры — предприятие «Красноярский завод Вариант 999». Сроки были сжатыми, поэтому мы взяли за основу их проект, добавили элементы фирменного оформления и навигации. Просто когда на остановке размещена карта кампуса СФУ, любой гость, абитуриент, студент сразу же получает представление о местонахождении объектов университета. В результате остановка стала неотъемлемой частью корпоративного пространства СФУ.

— Кто непосредственно участвовал в разработке проекта оформления кампуса вуза? И как вы считаете — долговечна ли разработанная вашей компанией символика СФУ?

Эдуард Богонос: — Фирменный стиль СФУ и проект оформления кампуса разработаны дизайнером нашей компании — Ольгой Давыдовой. А вообще в проекте оформления кампуса СФУ участвовала большая часть коллектива дизайн–агентства «АртСтиль», дизайнеры, менеджеры, конструкторы, инженеры верстки, монтажники. Что касается долговечности символики СФУ, могу сказать, что фирменный стиль разрабатывается всерьез и надолго, это очень сложная и кропотливая работа. Жизнь любого фирменного стиля измеряется жизнью организации, для которой он разрабатывается. Конечно, фирменный стиль, как собственно и любой предмет, которого касается рука дизайнера, может и должен совершенствоваться постоянно. Например, можно смело предположить, что через пять–семь лет изменится очень многое в мире моды, архитектуре, предметном, автомобильном дизайне, изменятся люди и коммуникации между ними... Фирменный стиль также должен адаптироваться к объективно изменяющимся условиям. Но это совсем не значит, что в следующем десятилетии СФУ станет обладателем нового фирменного стиля и сменит вывески! Вероятнее всего потребуются незначительные изменения при сохранении узнаваемости визуального образа. На мой взгляд, одной из актуальных задач является максимально полное внедрение существующего фирменного стиля, совпадающее по темпам с развитием и строительством университета.

— Какие ещё интересные идеи вашего агентства, касающиеся корпоративной символики СФУ, пока не материализовались?

Игорь Башкатов: — Была идея создания логотипа «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в рост человека прямо на траве. Тогда к СФУ можно было бы буквально прикоснуться руками.....

Вера КИРИЧЕНКО


Один из самых часто задаваемых вопросов – что означают непонятные символы на общежитиях СФУ? Разъяснения мы попросили дать руководителя управления корпоративной политики Е.А. Туртапкину:

— Действительно, помимо номеров на общежитиях выведены греческие символы. Это часть фирменного стиля университета, который был принят в декабре прошлого года. Кстати, как показал майский опрос, 70% студентов за полгода приняли и полюбили новый логотип университета.

Греческие обозначения «альфа», «бета», «гамма» (пересекающиеся и с надписью на библиотеке по-гречески) нагружают объекты СФУ дополнительным содержанием. Мы, собственно, предлагаем студентам и преподавателям еще один вариант названий, используя которые они смогут создать свое пространство и свой язык. Говоря шире – собственный мир и культуру. Пусть наш университетский кампус будет городом в городе, со своими улицами, наименованиями, цветом, графикой, архитектурой. Рождающаяся в нем особая культура бытия и общения – индивидуальная и нетривиальная — дает всем нам возможность почувствовать нашу общность и единение с университетом. А использование элементов фирменного стиля не только в учебных корпусах, но и в повседневности позволяет пропитать университетскими ценностями и стилем всю нашу жизнь. Таким образом, с первых же шагов студент будет приобщаться к особой культуре университета, идентифицировать себя с ней.

Получается, наше освоение пространства кампуса только начинается. Появятся новые корпуса, новые общежития – а с ними новые названия. Студенты будут говорить друг другу: «Приходи ко мне в дельту . Ты ведь живешь в эпсилоне? ». А на привычных поликлинике, столовой, стадионе появятся витиеватые, но всем нам понятные надписи: Πολυκλινική, Τραπεζαρία, Στάδιο.

Продолжение будет?

Благоустройство территории СФУ (пр. Свободный, 79 и 82) продолжится весной следующего года,— сообщил редакции заместитель проректора по развитию и капитальному строительству Евгений Юрьевич Моисеев. Также в будущем году планируется сдать под ключ здание библиотеки и начать строительство ещё двух комплексов общежитий, которые разместятся рядом с новым общежитием №20 (на эти цели федерацией выделен 1 млрд 200 млн рублей).

Ровно через год — к 1 сентября 2010–го года должно быть завершено и строительство Института нефти и газа. Ректор уже пригласил на сдачу этого корпуса премьера В.В. Путина.

Фоторепортаж_Нина Литвинова, Алексей Семенов

Похожие материалы