Кукольные новеллы Ирины Матвеевой

«Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков, все братья, потому что родились от старой оловянной ложки». Впрочем, один-единственный, не такой как все, тот самый, у которого только одна нога, не растаял в огне, как у Андерсена, а живёт и сегодня – благодаря чудесному воображению Ирины Матвеевой.

У автора-кукольника, инженера управления кадров СФУ И.Б. Матвеевой, нет художественного образования, однако в октябре этого года она впервые приняла участие в фестивале авторской куклы (номинация «Дебют»), проходившем недавно в Выставочно-деловом центре MixMax. Любопытно, но специальность Ирины Борисовны согласно диплому – энтомолог, и значит она – внимательный наблюдатель, ведь насекомые, сами по себе, утончённые создания матушки-природы. Тщательное и мелочное изучение всех подробностей жизни этих существ – тоже своего рода талант.

– Энтомологи пользуются большим спросом за рубежом, но у нас, в России, эта специальность, к сожалению, не востребована, – рассказывает Ирина Борисовна. – Печально, конечно. Очень сожалею и о том, что в своё время родители не разрешили мне профессионально заниматься кукольным делом, под предлогом, что ремесло не кормит. Зато сейчас увлечение куклами меня не покидает, оно как бы уравновешивает моё душевное состояние, без этого уже и не мыслю своей жизни. В детстве мы с сестрой дома для родителей ставили спектакли «Золушка», «Мэри Поппинс», а кукол и декорации к ним делали сами. Конечно, это были примитивные изделия – мы их лепили из пластилина, рядили в одежды из разноцветного тряпья, вставляли спицы и… получались подвижные куклы-ходуны. Кое-что из первых поделок мама до сих пор бережно хранит. Я родом из Перми, а там кукольное дело развито – это же Европа: Москва и Питер – всё близко. Уж поверьте на слово, самые интересные куклы делают у меня на родине! В Перми есть крохотный музейчик, который так и называется: «Кукольный дом», каждый месяц здесь – новая выставка. Год назад я по этому сказочному домику ходила часа два и не могла отвести взор от местных шедевров. До сих пор перед глазами стоит изумительная «Русалочка». Вижу её голубые волосы, как будто волна в сторону отводит, и огромные голубые глаза смотрят с отчаянием, безысходностью… Вспоминается миниатюра под названием «Городской романс»: возле фонаря стоит бабуська – совсем крохотная фигурка – сантиметров 30. Сюжет прост: нарядилась, вышла погулять, заколочка в волосах, в руках держит сумочку и кота. Выражение на лице умиротворённое: счастливая старость…

– Почему региональные выставки авторской куклы в Красноярске – большая редкость?

– Нынешний фестиваль, который проходил в MixMax в октябре, всего лишь второй по счёту, но съехались на него мастера из 16 городов, в том числе из Екатеринбурга, Тюмени, Нижнего Тагила, Мариинска. Вообще, авторская кукла в России появилась не так давно, как в Европе. Например, в Германии это ремесло процветает, там развивается семейный кукольный бизнес, который специализируется на изготовлении кукольных домиков, мебели, посуды. Французы признают стандартную хорошо одетую куклу, немцы делают характерную героиню, а у израильтян в кукле ярко представлены национальные черты. В России долгое время просто не из чего было делать авторские работы. Зато теперь материал к нам завозят самый разнообразный. Мне, например, нравится работать с пластикой фимо: когда берёшь в руки готовую куклу из этого материала, она тёплая, словно живая!

– Как рождается кукольный образ?

– Я обожаю лепить сказочных героев. На фестивале выставляла две композиции: Оловянного солдатика и Оле-Лукойе. Иногда прихожу с работы усталая, а лягу спать, и вдруг приходит идея: быстро встаешь, даже если уже часа два ночи, начинаешь лепить… Сейчас в помощь мастерам продают много вспомогательного материала – те же глаза можно подобрать, но я всегда сама разрисовываю, выставляю взгляд своим куклам.

– Сколько времени уходит на изготовление одного персонажа?

– По-разному, это же творческий процесс. Одно могу сказать: с тех пор как увлеклась куклами, я потеряла покой, потому что когда ими не занята из-за усталости, отсутствия вдохновения или по другим причинам – у меня плохое настроение. Когда же приступаю к лепке, то понимаю, что делаю их недостаточно хорошо, потому что не профессионал.

– Где в Красноярске можно научиться мастерству изготовления кукол?

– Кто ищет – находит. Например, кукольный дизайн развивается на базе лицея №1 в Ветлужанке, где создан филиал московской школы Светланы Воскресенской. Руководит курсами профессиональный художник-модельер Татьяна Михайловна Елсукова. Да и фестиваль нынешний – тоже своеобразная учёба. В его рамках проходили различные мастер-классы, например, по сухому валянию: надо было соорудить куклу при помощи иглы и войлока. Когда я пришла туда, настроение было хуже некуда, а села, подцепила иглой войлок, он стал преображаться в зверюшку – тут же обо всём плохом забыла! У меня и дочь выросла в творческой атмосфере – по специальности она дизайнер одежды. На выставке как раз была представлена наша совместная композиция: моего солдата донимает коварный тролль, сделанный её руками. Мечтаю вылепить Ганса Чурбана из сказки любимого Андерсена и, извините, куклу-прообраз второй древнейшей профессии – при всём уважении к журналистам. На эту идею меня натолкнул фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли…

Вера КИРИЧЕНКО

***
Похоже, секреты изготовления авторской куклы в совершенстве освоили студенты и выпускники Института градостроительства, управления и региональной экономики СФУ. Они показали на фестивале авторской куклы проект «Семь цветов радуги» – семь разноцветных кукол.
Эксклюзивная работа выпускницы нашего университета Анны Гамзатовой – «Капризная» на фестивале в центре MixMax отмечена специальным призом жюри.

Похожие материалы