Редько – от слова «редкий»


Как выглядит настоящий писатель? Наверное, он днём и ночью с растрёпанными волосами и горящим взором склонён над бумажным листом. Или, одетый с иголочки, ведёт беседу о музыке и рисовании во время конной прогулки. А может, он в простом рубище разговаривает с крестьянами о посеве? Нет, настоящего писателя никогда не определить по наружности, потому как главная его особенность – внутренняя. Она заключена в словах, исходящих из его сердца. Наша героиня, на первый взгляд, не обнаруживает склонности к литературному творчеству и вообще мало похожа на чопорную писательницу из книжных иллюстраций. И только оказавшись в её комнате, где полки уставлены фолиантами классической и современной литературы, а вместо пианино (непременного атрибута творческой личности) стоит синтезатор, вдруг понимаешь, что перед тобой душа, склонная говорить тропом. Это ТАНЯ РЕДЬКО – Золотой лауреат национальной литературной премии «Золотое Перо Руси-2009».

Она говорит прозой

Таня – студентка второго курса Института филологии и языковой коммуникации СФУ. Её мама – отличный знаток русской и зарубежной литературы, преподаёт этот предмет в университете, и оттого в их доме никогда не было недостатка в хороших книгах. Наверное, поэтому Таня сегодня не представляет свою жизнь без чтения. Ей нравятся совершенно разные жанры и эпохи – от античных трагедий и произведений Джона Мильтона до книг Мураками, Пелевина и Сорокина. Говорят, что самым интересным собеседником является тот, кто больше всех слушал, ибо, когда мы много слушаем и много читаем, нам всегда есть, что рассказать. Творчество людей, впитавших в себя сок культуры, несомненно вызывает интерес своей глубиной и необычностью. «За всю жизнь я написала всего два стихотворения, причем первое появилось в семь лет, – говорит Таня. – Мне больше нравятся рассказы. Правда, их отличительная особенность в том, что они все абстрактные. Описания типа «жил-был, родился-женился» – это не для меня».

«Случайная» удача

На конкурс «Золотое Перо Руси», о котором Таня узнала совершенно случайно от своего знакомого, она отправила более десяти текстов. В один прекрасный день в трубке её телефона раздался радостный голос мамы: «Поздравляю! Ты выиграла премию!». Таня не поверила своим ушам и на всякий случай переспросила.

«У меня даже мысли не было, что я могу победить, – вспоминает она. – Я всегда считала, что мои рассказы достойны лишь публикации в Интернете. Ещё одной случайностью стал тот факт, что лучшим был признан текст, которому сама Таня никогда не пророчила успех. Из всех рассказов жюри выбрало короткое сочинение под названием «Прощай, одиночество». Таня Редько стала самым молодым финалистом премии наравне с опытными писателями от 40 лет и старше. В её номинации («Проза») на суд жюри было принято 1140 произведений от 654 авторов. Из них двое стали обладателями золотого и серебряного знака «Пера Руси», а четверо – обладателями фарфоровой статуэтки со знаком Союза писателей, среди которых оказалась и Таня.

Награждение прошло в Центральном доме литераторов в Москве (это тот самый «Моссолит», который описывал Булгаков в романе «Мастер и Маргарита»). Премию Тане должен был вручать знаменитый поэт Евгений Евтушенко, который, кстати, и сам стал обладателем звания «Золотого Пера Руси» за сборник стихов «Окно выходит в белые деревья». Однако из-за плохого самочувствия он не смог явиться на церемонию, и награду Таня получила из рук организатора конкурса – известной писательницы Светланы Савицкой.

Музыка бывает просто хорошей, а люди просто разными

Таня окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но сочинять музыку не любит. Ей больше по душе слушать, причём не придерживаясь строгих ограничений в репертуаре. «Зачем делать различия между жанрами – есть просто хорошая музыка. Например, недавно я открыла для себя альбом «London Calling» группы «The Clash». И хотя он создан в 1980-м, звучит очень современно, я готова слушать его не один раз».

Таня неравнодушна к театру. В какой бы город она ни приехала, посещение спектаклей всегда стоит на одном из первых мест. Однако не каждая постановка, даже в знаменитых московских или питерских театрах, бывает достойна хорошей оценки. «Терпеть не могу, когда актёры кричат и плюются со сцены, – жалуется Таня. – Ведь благодаря софитам все их овеществлённые эмоции видны зрителям. Я люблю долгие и занудные спектакли, которые через какое-то время пробивают слезу и заставляют задуматься над увиденным».

Любой человек – редкая индивидуальность, которая не укладывается в жанры, типы и классификации. Всякий раз подходя к людям с клише или трафаретом, мы в недоумении будем обнаруживать черты, не поддающиеся нашему пониманию. Принять человека таким, каков он есть, и помочь ему двигаться дальше, отказаться от рамок и догм – об этом победный рассказ Тани «Прощай, одиночество». И об этом, возможно, сама её жизнь.

Кирилл АРСЕНЬЕВ

Прощай, одиночество…

Интересно, что редакторы конкурса добавили в текст Тани два предложения, так как рассказу, по их мнению, не хватало позитива (правка выделена курсивным шрифтом).

– Ухожу…
– Уходишь? – зачем-то переспросил я.
– Ухожу…

Хлопнул дверью, словно облил холодной водой. Сижу в прихожей на крохотном табурете, вытянув ноги далеко вперёд. Ушёл. Сколько же глупостей я наделал… я знаю. Знаю точно. Что бы ни происходило со мной, во всём виноват только я сам.

Что-то скрипнуло. Словно маньяк с чулком в руках, ко мне тихонько сзади подкралось Одиночество. Задушило. Захлестнуло. Нет, просто вернулось. Вернулось туда, где ему самое место: ко мне.

Мягкими руками оно погладило меня по голове, прикоснулось к холодной коже, обернутой в тонкую рубашку.

Где-то далеко, за неплотно закрытым окном играла музыка. Я слушал чёткую, логичную, красивую последовательность нот, а Одиночество целовало меня в шею, выпивая кровь. Всю до капли. Выпивая и заменяя чем-то жидким, что холоднее льда.

Как же давно оно ко мне не приходило… Я забыл про него, но теперь, когда это случилось, оно снова вернулось. Я знаю… наблюдая за тем, как я заново учился жить, Одиночество в предвкушении потирало свои ладони цвета ночного ветра, знало, что рано или поздно громко хлопнет дверь, и тогда оно вернётся. Оно всегда возвращается.

Но… мне так холодно… жидкий азот медленно течёт по моим венам, превращая моё горящее сердце в айсберг. А я всё сижу, вытянув ноги далеко вперёд, на крохотном табурете.

Я могу что-то изменить?

Он ждёт меня за дверью, которой так безапелляционно хлопнул. Он не ушёл?

– Ушёл, – равнодушно шепчет Одиночество. – Теперь ты мой. Моя награда за ожидания…

Медленно встаю, опрокидывая табурет.

Я, чёрт побери, могу всё изменить!

– Проваливай! Слышишь? – крикнул я Одиночеству.

Но оно только рассмеялось, поглаживая меня по плечам.

Я в ярости распахнул дверь. Пустая лестничная клетка. Мигающая лампочка. Ушёл…

– Я же говорило, – насмешливо шепчет Одиночество.

– К чёрту… убирайся… – воспротивился я.
Одиночество вцепилось в меня, выпуская стальные когти, а внутри живая, горячая кровь боролась с жидким азотом за право обладания моим сердцем.

Я бросился вниз по лестнице и наткнулся на него. Он сидел на ступеньке, задумчиво глядя куда-то.

– Ты еще не ушёл? – покорно поинтересовался я.

Одиночество вскрикнуло от боли, ослабило хватку леденящих рук. Я чувствовал себя землёй, из которой выдирают сорняк. Пусть сорняк, пусть паразит, но это часть земли, и ей больно и тоскливо с ним расставаться, ведь Одиночество пустило корни в мягкую плоть моего сердца.

Прошла минута? Две? Целая вечность? Он решал, вернуться ли ко всему, что нас связывало – книгам, дружбе, проектам? Он решал, можно ли позволить себе оставить меня своим другом. Простить?

– Не ушёл и не уйду, – он встал.

Где-то вопило, удаляясь, Одиночество. Я знал, оно придёт когда-нибудь снова. В такой же день, когда решит доказать мне, как я не прав.

18 мая 2008 года

О ПРЕМИИ

Конкурс «Национальная литературная премия ЗОЛОТОЕ ПЕРО РУСИ» стал не только одним из самых популярных, но признан элитарным среди писателей русскоязычного мира.
Премией награждаются литераторы, создающие произведения на русском языке, независимо от их места жительства и гражданства. Премия выдаётся за сохранение лучших русских литературных традиций, за истинный талант и творческие способности.
Знак «Золотое Перо Руси», по статутному уложению с 2005 года, именуется «Знаком особого отличия». Он выполнен из чистого золота, присваивается ежегодно и пожизненно. Одновременно с вручением знака обладателю присваивается соответствующее звание, к ним выдаются удостоверения и сертификаты с личными номерами.
Отбор обладателей премии проходит по ряду номинаций. Каждое произведение, присланное на конкурс, жюри рассматривает отдельно. В жюри конкурса – главы Союзов писателей, народные артисты, профессора Литинститута, а также известные писатели – обладатели ЗП.
С каждым годом количество участвующих в конкурсе расширяется почти вдвое. За пять лет зарегистрировано 52 страны-участницы. В 2009 году литераторы из 34 стран прислали более 2000 заявок на участие. За время конкурса на сайте www.zperorusi.ru было зарегистрировано 32142 посетителя. Соискателями премии стали представители всех пяти континентов! За время существования конкурса было издано более 30 книг с логотипом премии. Ведётся подготовка и запись лучших произведений на аудиодисках.

Похожие материалы