Всего лишь экзамен

Американцы говорят «What a nightmare!», пытаясь выбрать один из четырёх вариантов в своих тестах. Европейцы жеманно улыбаются – у них иммунитет к подобным испытаниям уже в крови: первый университет появился в Великобритании аж в 1133 году. Японцы сдают их на наноуровне. А в России время сессии – это время чудес: одних оно удивляет вопросами, других – ответами.

Если вдруг на экзамене не удаётся поразить преподавателя знаниями о сдаваемом предмете, то порадуй его своими знаниями о сущности такого сложного явления действительности, как «экзамен».

Итак, краткий необходимый экзаменационный минимум. Надеюсь, запомнить его будет легче, чем теоретическую механику.

Самый первый в мире экзамен случился ещё в середине III тысячелетия до нашей эры в древнем Вавилоне (в школах, где готовили писцов). Кроме очевидного умения писать, ученик должен был уметь разбираться в тканях, металлах и растениях (вот оно, вавилонское представление о базовом образовании) и знать все четыре арифметических действия.

Экзаменационные испытания в Древнем Китае больше походили на «психологический терроризм». Ученики должны были быстро и не раздумывая отвечать на вопросы-парадоксы вроде «была ли борода у бородатого варвара?» и «имеет ли собака природу Будды?».

В России экзамены появились в XVIII веке в школе Э. Глюка, основанной в 1705 году в Москве. В 1837 году «Правилами для испытания в уездных училищах и гимназиях» была принята знакомая нам пятибалльная система оценки знаний. После Октябрьской революции экзамены в Советском Союзе были отменены, так как «склоняли учащихся к пустой механической зубрёжке». Правда, ненадолго. Отмена экзаменов привела к заметному ухудшению успеваемости.

Самый масштабный и, можно сказать, общенациональный экзамен проходит в Китае. Здесь вступительные экзамены во все вузы начинаются в один день для всех в 9.00 утра. Одновременно экзаменуется около десяти миллионов китайцев!

А самый трудный экзамен в мире сдают в Индии. Каждый год около трёхсот тысяч индийских абитуриентов молятся Шиве на вступительных экзаменах в Индийский технологический институт, потому что конкурс там пятьдесят человек на место.

Приятно чувствовать себя подкованным? Экзамен – это то самое место, где можно блеснуть совершенно разными своими талантами: талантом убеждения или ораторским талантом. Но что делать, если на экзамене чуда не случилось, и ты всё-таки не вспомнил причину побега Наташи Ростовой из дома, усомнился в теореме Пифагора или не смог объяснить самому себе смысл движения электричества по проводам?! И вот тогда у тебя образуется тридцать минут свободного времени, в конце которого виднеется неминуемая «двойка» или пересдача. Но ведь каждый студент в душе и в зачётке оптимист. Поэтому нет смысла сдаваться и уходить раньше. Но чем занять самого себя, если совершенно нет возможности найти ответ на вопрос в экзаменационном билете?

>> Придумай и даже зарисуй сто способов пытки для «изобретателя» экзаменов.

>> Напиши десять аргументов, почему тебе всё-таки надо поставить «пятёрку». Если некоторые из них тебе особенно понравятся, их можно озвучить при неблагоприятных последствиях, вызванных тем, что ты «не готовишься к ответу, а занимаешься всякой чепухой».

>> Придумай достойную причину, которая позволит не отвечать на каждый из поставленных вопросов. Например, «я отказываюсь отвечать на этот вопрос по причине своей глубокой предубеждённости перед точными науками».

>> Придумай для преподавателя поздравление с днём рождения из тех слов, которые написаны в твоём билете. Торжественно зачти их во время своего ответа.

>> Попытайся освоить технику письма Леонардо да Винчи (он писал всё зеркально отражённым). Хорошую оценку так, конечно, не заработать. Зато можно приобрести неполезный, но интересный талант.

>> Придумай новый иностранный язык и назови его в честь твоего преподавателя. Для жадных до мировой славы людей это будет хорошим поводом поставить тебе «пятёрку».

>> Попытайся не возненавидеть своего экзаменатора. Он, как и ты, всего лишь жертва обстоятельств, невыученного билета и плохой кармы. К тому же, ему приходится слушать подобный бред каждый год.

>> Придумай песню о трудностях студенчества и запиши клип «Я на экзамене» на свой сотовый телефон. Пусть преподаватель и одногруппники помогут тебе с бэк-вокалом.

Из всего выше обозначенного можно сделать несколько выводов. Во-первых, вспоминая золотое правило студента, не ждите слишком много халявы на одном экзамене. А во-вторых, знайте, экзамен — это не так уж и страшно. А порой даже и смешно, если подойти к этому делу творчески и с юмором (хотя, здесь главное не переборщить, ведь сдача экзамена или зачета не должна быть похожа на издевательство над преподавателем).

А в общем, будьте на экзамене cами собой. Но лучшим собой.

Ольга CАВЧЕНКО

Похожие материалы