Герои или обыватели?

Столкнувшись как-то с загадочным понятием «пассионарность», я заинтересовалась им. А изучив пассионарную теорию, задумалась: а есть ли в нашем современном обществе люди, готовые жизнь отдать ради идеи, сгореть на костре собственных помыслов и стремлений?

Ведь именно таковы пассионарии, и история просто изобилует их именами: это и Иван Сусанин, и Николай Коперник, и Наполеон Бонапарт; список можно продолжать бесконечно. Но прежде чем делать вывод, что наши дни на пассионарность оскудели, — логично, чтобы каждый из нас оценил свои возможности в достижении поставленных целей. А для этого нужно получше познакомиться с тем, что представляет собой «пассионарность».

Маленький Лев с родителями

Маленький Лев с родителями

В научный обиход это понятие ввёл самобытнейший учёный ХХ века, географ, геолог, этнограф — Лев Николаевич Гумилёв. Имея знаменитых родителей — Николая Гумилёва и Анну Ахматову — в годы сталинских репрессий Лев Гумилёв был обречён расплачиваться за элитарное происхождение. Его посадили почти мальчишкой, а в целом учёный был трижды судим, находился в заключении в общей сложности 14 лет и ещё 14 лет был под запретом в печати. Но несмотря на это Лев Гумилёв прошёл достойнейший жизненный путь. В годы Великой Отечественной воевал зенитчиком, закончил войну в Берлине, защитил докторскую диссертацию по истории, а спустя 18 лет — докторскую диссертацию по географии, написал в общей сложности 220 научных статей. Поразительным является тот факт, что зарождение, осмысление теории пассионарности произошло в тот период, когда Гумилёв находился в «Крестах». Как он сам писал: «Лёжа под нарами (именно под нарами, потому что на нарах можно было лежать только блатным), я думал об Александре Македонском».

Гумилёв начал увлекаться историей с 6-ти лет. «Размышления под нарами» протекали в таком ключе: он всё думал, какая же неведомая сила заставляла Македонского постоянно двигаться вперёд, ведь не мог же он не понимать, что царствование его на столь обширной территории не продлится долго, всё равно его свергнут, а все добытые трофеи он просто физически не сможет доставить на родину... Вот именно эта внутренняя сила и была названа автором пассионарностью. В широком смысле пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к достижению поставленной цели. Истинный пассионарий очень часто предстаёт в героическом образе, но схема «герой-толпа» действует далеко не всегда. Изучив множество этносов и ярчайших представителей того или иного народа, Лев Гумилёв предложил настоящую классификацию в несколько уровней по наличию пассионарного признака у человека.

6-й уровень — человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью (Ян Гус, Жанна Д’Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский);

5-й уровень — человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен; своеобразное стремление к идеалу победы (Патриарх Никон, Иосиф Сталин);

4-й уровень — человек стремится к идеалу успеха (Леонардо да Винчи, А.С. Грибоедов, С.Ю. Витте);

3-й уровень — стремление к идеалу знания и красоты (тут за примерами далеко ходить не надо — это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты и т. д.);

2-й уровень — поиск удачи с риском для жизни (искатели счастья, ловцы фортуны, колониальные солдаты, отчаянные путешественники…);

1-й уровень — люди, стремящиеся к благоустройству, но без риска для жизни (современные олигархи и миллионеры относятся к этому типу);

нулевой уровень — субпассионарий, или обыватель — тихий человек, полностью приспособленный к окружающему ландшафту.

На самом деле понятие «пассионарности» у Л. Гумилёва намного глубже, оно связано со множеством смежных понятий и дисциплин. Вообще, учёный считал, что развитие каждого этноса имеет своё начало и конец. Время от времени в обществе происходят массовые мутации, так называемые «пассионарные толчки». Природа этих «толчков» — неземного происхождения, это, по мнению автора, есть не что иное, как космическое излучение. Энергия извне и являет собой реальную движущую силу истории народов, сподвигая людей к активной целенаправленной деятельности — войнам, революциям, образованию новых государств. С момента пассионарного толчка развитие того или иного этноса стремительно поднимается по кривой вверх, достигает абсолютной точки («перегрев»), затем активность спадает и, наконец, затухает. Этнос либо вымирает, либо соединяется с другим народом.

Лев Николаевич неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не влияет на умственные способности отдельного человека. Можно быть умным «обывателем», а можно — и довольно глупым «учёным». Точно так же и ощущение счастья — вовсе не связано исключительно со взятием корабля на абордаж и покорением космоса; можно быть вполне счастливым, живя в собственном мирке.

Ну, а пока вы определяете потенциал соб-ственной пассионарности, — сдавайте зачёты и экзамены, и потом справедливо сможете заметить: «Я — тоже герой!!!»

Анна Файгенбаум
Средняя оценка: 5 (проголосовало: 3)