Отклик на дискуссию

В конце прошлого года доктор филологических наук, академик А.П. СКОВОРОДНИКОВ организовал семинар для студентов и преподавателей СФУ на тему «Зачем выпускникам гуманитарные знания?». В течение трёх лет Александр Петрович мониторил отечественные СМИ и опубликовал результаты своей работы в качестве «материалов для дискуссии» в сборнике «О гуманитарной составляющей современного российского инновационного университета». Собранные материалы многократно подтверждали вопиющий факт: в России действует целая система факторов, препятствующих становлению нравственной личности. Приложением к изданию стали результаты анкетирования гуманитарных кафедр СФУ — какие курсы и формы гуманитарного образования, эффективные в данной ситуации, они могли бы предложить?

Увы, дискуссия на столь сложную тему, видимо, требует специальной организации. Сама собой она «не пошла». Но один из откликов мы сегодня хотим предложить вашему вниманию. Профессор кафедры менеджмента производственных и социальных технологий Института управления бизнес–процессами и экономикой СФУ Галина Ивановна ЗОЛОТУХИНА считает, что важной составляющей профессиональной подготовки по любой специальности должно стать изучение этики и вопросов религии. А то, что у студентов есть к этому несомненный интерес Галина Ивановна доказывает рядом примеров, имевших место как у нас в Красноярске, так и в университетах мирового уровня.

Книга Сковородникова гражданственна и исключительно своевременна. Необходима подробная инвентаризация имеющегося опыта обучения и воспитания в рамках гуманитарной части образования, а также нереализованных возможностей. Александр Петрович положил этому начало. Из перечня курсов, предложенных кафедрами, следует, что религией мы почти не интересуемся, равно как и этикой. От преподавателей и не требуется личная религиозность, ведь речь идёт о светской роли религии. Изучение этой роли студентами чрезвычайно важно для их будущей работы, для понимания поведения сослуживцев, ведь мировоззрение человека во многом предопределяет его поведение.

На мой взгляд, системообразующим курсом в гуманитарной составляющей образования по всем профессиям и специальностям должен стать курс моральной философии, который в госстандартах отсутствует. В этой связи неплохо бы вспомнить об опыте германских и швейцарских вузов, где студентам всех специальностей преподают последовательно философию — моральную философию — философию специальности. Там и экономисты, и теологи учатся по одному и тому же учебнику протестанта А. РИХА «Хозяйственная этика». Учебник переведён на русский в 1996 году.

Сегодня вопросы (религиозной) нравственности прорастают в жизни вузов спонтанно и самостийно. Всё зависит от благоизволения деканов или директоров институтов. Если вспомнить бывший Красноярский госуниверситет – как-то здесь прочёл лекцию известный профессор богословия и миссионер, диакон Андрей Кураев. Спасибо декану экономического факультета КГУ Бухаровой Е.Б. за финансовую поддержку (а вообще Андрей Кураев регулярно бывает в Красноярске с обязательным посещением Педуниверситета и прочитанные им там лекции цикла «Православная культура» принимаются студентами «на ура!»). На факультете современных иностранных языков читал курс лекций по истории православия блестящий профессор И.Г. Поспеловский из Канады. Спасибо тогдашнему декану факультета В.А. Разумовской. Факультет искусствоведения и культурологии в активе имел курсы по основам мировых религий, а также фундаментальный курс моральной философии (этики), предлагаемые по выбору всем студентам других факультетов. Спасибо декану Н.П. Копцевой.

Аналогичные процессы происходят в красноярских вузах. В технологическом университете читается курс религиоведения, проф., д.ф.н. Р.И. Иванова ведёт семинары по проблемам хозяйственной этики, имеются аспиранты, издаётся сборник статей. В красноярском филиале Санкт-Петербургского института экономики и управления читается двухсотчасовой курс этики. В Аэрокосмическом университете зав. кафедрой философии и социологии, д.ф.н. Н.М. Чуринов исследует взгляды русских православных святых на процессы управления обществом, для чего исследует источники на церковно-славянском языке.

В период с 1992 по 2007 г. я читала курс хозяйственной этики студентам экономического факультета КГУ. Интерес к курсу проявили не только те, кто обучался по специальностям управленческого толка, но и те, кто учился на учётно-финансовых специальностях; а при выборе рефератов большинство склонялось к религиозной тематике.

Недавно вышла монография «Формирование корпоративной культуры студентов вузов в современных российских условиях». Авторы: Евменова Л.Н. и Золотухина Г.И. Мы расцениваем свой труд не более как введение в исследование, но и не менее. Отмечу некоторые концептуально-гипотетические установки исследования.

1. Обучение распадается на две части: в рамках учебного процесса и средой присутствия, то есть наличной корпоративной культурой СФУ. Обе части нуждаются в анализе и совершенствовании.

2. Подход должен быть системно-ситуационным. Выделяется общая часть и ситуационно рассматриваются эталонные профессии «экономист» и «инженер».

3. Недостаточно одного введения гуманитарных предметов. В профильных курсах также должны присутствовать гуманитарные, культурологические вставки. К примеру, будущие бухгалтеры, изучая курс финансового контроля, обращаются и к проблемам этики аудита.

4. Гуманитаризация образования - вопрос стратегический. И управление здесь должно вестись по полной иерархии: ректор, проректоры, директоры институтов, заведующие кафедрами.

5. Важно изучать имеющийся опыт, так как мы начинаем не с чистого листа.