Вспомните, почему вам нравится читать

У каждого большого города должен быть свой писатель, а то и несколько. Городу нужны легенды более прочные, чем россказни старушек, новостные сводки, история в учебниках. Городу нужны книги о нём.

У Лондона есть ДИККЕНС. А Париж ГЮГО совершенно не тот, что Париж ЗОЛЯ; у таинственных парижских улиц Эжена СЮ осталось мало общего с теми, по которым бродили-скакали герои ДЮМА. Русское литературоведение знает Петербург ГОГОЛЯ, ДОСТОЕВСКОГО, БЕЛОГО и ещё много других Петербургов-Петроградов-Ленинградов. Но душа города не даёт разным своим портретам совсем уж превратиться в отдельные картины — она будто объединяет их. И мы знаем, что все эти книги — грани одного и того же Лондона, Парижа, Петербурга.

Барселона же обычно представляется нам яркой фотографией с чьих-то каникул. Много света, людей, домов ГАУДИ и море в придачу. Даже узкие коридоры готического квартала вряд ли могут напугать сейчас кого-то даже ночью.

Но искусство последних лет как-то пытается расстроить это наше представление. Ночная Барселона тревожной (но яркой) декорацией появляется в фильмах АЛЬМОДОВАРА. Последняя работа ИНЬЯРИТТУ Beautiful прямо-таки с ног на голову переворачивает яркую фотокарточку с достопримечательностями — город в этом фильме мрачный, жестокий, совершенно иной для тех, кто задержался в нём без солидных отпускных. Дно Барселоны пугает ещё больше, чем те трущобы, к которым мы уже привыкли на экране и в жизни. Но, как и у каждого дна большого города, у этой тёмной части Барселоны есть своя романтика. Писатель Карлос Руис САФОН очень хорошо уловил её, превратив свои книги в летопись Барселоны — нового «Города проклятых».

На русский переведены пока только три его книги: «Владыка Тумана» (первая книга Сафона, написанная для подростковой аудитории), «Тень ветра» (собравшая больше всего литературных премий) и «Игра ангела» (последняя и, на мой взгляд, самая лучшая).

Атмосферой своих романов Сафон напоминает Бориса АКУНИНА: написаны они добротно–качественно, читать — легко и приятно. Это не детективы, скорее триллеры (недаром первой его книгой восхищался даже сам Стивен КИНГ). Но в книгах Карлоса Руиса Сафона — потому их и читают по всему миру — гораздо больше, чем просто лихо закрученный сюжет (и мурашки по коже). Это литература, в которой чувствуется традиция: и национальная (все эти важные для Испании культурные маяки — вечное движение, жизнь/смерть, страсть, безумие), и мировая (поклон ДОСТОЕВСКОМУ — куда же без него).

Девиз официального испаноязычного сайта Сафона: «Вы вспомните, почему вам нравится читать!». И вспоминаешь — незаметно погружаясь в мир города лабиринтов и проклятых писателей.

В Красноярских книжных магазинах книги Карлоса Руиса Сафона найти сложно. Но в библиотеке СФУ они есть.

Girasol