Полководец, не подвластный времени

В нынешнем году Россия отметит 200-летний юбилей со дня начала и победоносного окончания Отечественной войны 1812 года.
Вне всякого сомнения, центральной фигурой этого периода истории является Михаил Илларионович КУТУЗОВ, главнокомандующий, обеспечивший победоносное завершение войны, закончившейся полным разгромом многотысячной, самой боеспособной для того времени армии НАПОЛЕОНА.

Палитра мнений и суждений о личности М.И. Кутузова в многочисленных произведениях и научных монографиях велика: от полной идеализации великого полководца до серьёзных критических замечаний в его адрес в связи с единоличным принятием принципиально важных решений, прежде всего, о сдаче Москвы противнику.

Под большим давлением российской общественности Александр I вынужден был 8 августа 1812 г. назначить 66-летнего генерала Кутузова на должность главнокомандующего русскими войсками, располагавшимися в местечке Царёво-Займище, где предполагалось провести

генеральное сражение с наполеоновскими войсками. Но прибывший 17 августа новый главнокомандующий отдал приказ о дальнейшем отступлении русских войск.

Это было первое, принципиально важное решение М.И. Кутузова, не вызвавшее одобрения ни солдат, ни офицерского корпуса.

И ещё больше оно расстроило Наполеона, жаждущего разгромить русские войска в генеральном сражении. Возможность сойтись в большом сражении Кутузов ему предоставил через девять дней. Но в кровопролитной битве на Бородинском поле Наполеону не удалось решить главную задачу: уничтожить русскую армию и предложить Александру I заведомо кабальные условия мира.

Историки до сих пор спорят о числе погибших и раненых 26 августа 1812 г. в Бородинской битве. По крайней мере, их более 100 тысяч. Главный же итог Бородинского сражения: русская армия устояла, хотя и потеряла более одной трети своего состава.

Великий русский писатель Л.Н. ТОЛСТОЙ образно и кратко охарактеризовал историческую значимость Бородинского сражения как нравственной победы над противником, приведшей в конечном итоге «к погибели пятисоттысячного нашествия и погибели наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным наложена рука сильнейшего духом противника».

По достоинству оценил историческую значимость Бородинского сражения и сам Наполеон, заявив, что «из всех моих сражений самое ужасное ­— то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Русская армия, воспрянувшая духом, но обескровленная, была не способна выдержать второе генеральное сражение и отстоять Москву.

Первым, кто осознал необходимость сдачи Москвы противнику без боя, был М.И. Кутузов, в глубокой тайне державший это решение до известного военного совета в Филях.

1 сентября 1812 г. в деревне Фили (ныне это территория Москвы) состоялся знаменитый военный совет, где главком, не добившись согласия членов совета о сдаче Москвы французам, принял всю ответственность на себя...
Тяжко было принимать крайне непопулярное решение, но оно было необходимо, чтобы спасти войска от разгрома и тем самым спасти Россию от позорной судьбы вассального государства.

По свидетельству его адъютанта, в ночь накануне оставления Москвы престарелый полководец рыдал, как малый ребёнок.

Угрызения совести мучили М.И. Кутузова и в то время, когда войска продвигались по улицам Первопрестольной, и он попросил князя ГОЛИЦЫНА проводить его по улицам Москвы побыстрее и там, где было поменьше народу.

Кутузов осознавал, что сдача Москвы без боя вызовет негодование абсолютного большинства российского общества: от императора до рядовых солдат и оставшихся в Москве примерно 10 тысяч жителей.

Для полководца были ясны и негативные последствия экстренного ухода войск с Бородинского поля через Можайск, Москву для разбивки лагеря. Обречённые на смерть раненые солдаты в Можайске и Москве, не успевшие выехать жители, часть не вывезенной из Москвы военной техники — всё это было следствием стремительного движения войск к Тарутинскому военному лагерю, где начался фактически круглосуточный процесс укрепления боеспособности русских войск. Не случайно время, проведённое в Тарутинском лагере, М.И. Кутузов окрестил золотыми днями подготовки контрнаступления.

Иная картина в наполеоновском военном лагере — временно оккупированной французами Москве. В городе царила гнетущая пустота, омрачённая вспыхнувшими вечером 2 сентября пожарами. Версия о том, что поджечь Москву приказал Кутузов, лишена каких-либо доказательств. Да, распоряжение главкома об уничтожении военных и продовольственных складов было сделано. Отсутствие продовольственных запасов усугубляло положение наполеоновских войск, которые буквально на глазах превращались в толпу мародёров и грабителей.

Все предложения Наполеона о заключении мира были отвергнуты Александром I и М.И. Кутузовым.

Получив 6 октября известие о разгроме русскими войсками корпуса МЮРАТА, потерявший самообладание Наполеон отдал приказ об эвакуации армии из Москвы и взрыве Кремля. В силу ряда обстоятельств эта акция мщения Наполеона за неминуемое поражение не принесла ему удовлетворения: были взорваны только три башни Кремля.

Путь отступления для французской армии оказался трагичным. Кровопролитный бой у Малоярославца вынудил Наполеона отступать через Можайск по старой Смоленской дороге. Не удалось пополнить продовольственные запасы и в Смоленске.

Не ожидал великий французский полководец и той серьёзной угрозы, которая исходила от партизан.

Полумиллионная армия 14-16 ноября 1812 г. переправилась через Березину в составе не более 30 тысяч солдат и офицеров.

Само место переправы, по свидетельству командарма П.В. ЧИЧАГОВА, представляло ужасное зрелище. При позднейшей очистке реки там было сожжено около 24 тысяч трупов: утопших, умерших от голода и раздавленных в суматохе переправы.

Это была катастрофа в мировой истории войн.

25 декабря 1812 г. специальный Манифест Александра I оповестил российских граждан об окончательном разгроме армии Наполеона.

Но это вовсе не означало, что война закончилась. Начался заграничный поход русской армии, военные операции которого были успешными до тех пор, пока их разрабатывал и осуществлял Кутузов.

16 апреля 1813 г. русская армия понесла безвозвратную утрату. В Солезии, в г. Бунцлау, скончался М.И. Кутузов. Его смерть сказалась на военных операциях русской армии: она стала терпеть неудачи.

Так закончился жизненный путь великого русского полководца, генерал-фельд­маршала, князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского, кавалера всех высших российских орденов.

В.В. ГРИШАЕВ, доктор исторических наук, профессор СФУ

Похожие материалы