Катынское дело

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых Году истории в России

Катынское дело — одна из самых запутанных историй советского периода. До сих пор нет полной ясности, кто является виновником этой трагедии и сколько в ней жертв.

1 сентября 1939 г. войска германского вермахта напали на Польшу. Это явилось началом II мировой войны. 16 сентября польское правительство бежало в Румынию. 17 сентября части Красной армии перешли советско-польскую границу. К тому времени наиболее боеспособные польские части уже были разгромлены немцами, в Польше царил хаос. Красной армией было взято в плен 450 тыс. польских военных, из них 19 тыс. офицеров. Они были размещены в лагерях для военнопленных.

22 июня 1941 г. Германия совершила нападение на СССР, оккупировав часть его западных территорий. В марте 1942 г. поляки, работавшие в строительном взводе, располагавшемся в районе Козьих Гор (Катынь), раскопали захоронения и сообщили об этом немцам, но те никак не отреагировали на эту информацию. Не вызвал интереса также доклад местного командира, полковника Фридриха АРЕНСА, о найденной им (разрытой волком) могиле и слухах о расстрелах. Лишь 18 февраля 1943 г. немецкая полевая полиция приступила к раскопкам могил в Катынском лесу и допросам местных жителей. С 29 марта по 7 июня 1943 г. немецкими экспертами во главе с профессором Герхардом БУТЦЕМ, при участии представителей технической комиссии польского Красного Креста была проведена эксгумация трупов.

Уже 13 апреля 1943 г. германское радио передало экстренное сообщение, в котором сообщалось, что под Смоленском найдено массовое захоронение расстрелянных Народным комиссариатом внутренних дел СССР (НКВД) 10 тыс. польских офицеров. Москва отреагировала 16 апреля, обвинив Германию в «гнусных клеветнических измышлениях» и заявив, что убийство совершили сами немцы. Германия настойчиво приглашала принять участие в расследовании Международный Красный Крест, однако он отказался — в соответствии с Уставом Международный Красный Крест не может действовать на территории государства, хотя бы и оккупированной, без согласия его официальных властей, а такого согласия от советского правительства не было.

Согласно выводам немцев, поляки были убиты в апреле-мае 1940 г. сотрудниками НКВД. Эти доводы подхватили польские газеты на оккупированной немцами территории. На случай провала «сенсации» у немцев были и другие «заготовки» — могилы с расстрелянными румынскими гражданами под Одессой, украинскими в Виннице и т.д. Но они не потребовались: польское правительство заглотнуло наживку мгновенно. Его глава — генерал-полковник Владислав СИКОРСКИЙ полностью принял версию немцев о том, что пленных расстреляли русские. Это подхватила пресса Великобритании и США. Сикорский начал требовать: не оказывать помощь России. Это не только привело в бешенство И.В. СТАЛИНА, но и вызвало неудовольствие стран-союзников СССР, которые боялись раскола антигитлеровской коалиции.

В разгар скандала случилась трагедия: Сикорский вылетел на инспекцию польских войск на Ближний Восток с английской военной базы в Гибралтаре; его самолёт поднялся со взлётной полосы и тут же упал в море. Часть людей, находившихся на борту, спаслась, но Сикорский утонул (главе правительства якобы не хватило спасательного жилета).

После этого немецкая версия катынской трагедии несколько утихла. В ноябре 2008 г. тело Владислава Сикорского было эксгумировано и проверено польскими экспертами с целью подтверждения версии о причастности к его гибели советских спецслужб, но никаких фактов обнаружено не было.

После освобождения Смоленской области от немцев там начала действовать специальная комиссия из представителей НКВД и НКГБ (Народного комиссариата государственной безопасности). Официальный отчёт о деятельности данной комиссии гласил, что летом 1941 г. лагеря, где содержались военнопленные поляки, не успели эвакуировать, и пленные были захвачены немцами. Некоторое время они по-прежнему работали на дорожных работах, но в августе-сентябре 1941 г. были расстреляны. Расстрелы осуществлялись «немецким военным учреждением, скрывающимся под условным наименованием «Штаб 537-го строительного батальона» во главе с Фридрихом Аренсом». Все пленные поляки были убиты из немецкого оружия — пистолетов системы «Вальтер» и крупнокалиберных пулемётов. Их руки были связаны бумажными немецкими верёвками, а захоронены они были на территории пионерского лагеря, что при советской власти (когда лагерь функционировал) было невозможно сделать. Весной 1943 г. немцы раскопали могилы и изъяли оттуда все документы, датированные позднее весны 1940 г., а проводивших эти раскопки советских пленных расстреляли.

После II мировой войны катынскую «карту» решили разыграть и американцы. В 1951 г. ими была создана специальная комиссия Палаты представителей Конгресса США по вопросам Катыни под председательством Р. Дж. МЭДДЕНА. Заключение комиссии объявляло СССР виновным в убийстве 22 тыс. польских военнопленных, совершённом якобы по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 г. Так И.В. Сталин отомстил полякам за расстрел ими в 1920 г. 20 тыс. пленных красноармейцев. Комиссия приняла решение вынести результаты расследования на публичное обсуждение в Организацию Объединённых Наций с целью созыва Международного трибунала, однако Белый Дом не поддержал эту инициативу.

Второе дыхание данная версия получила в феврале 1990 г. (в самом конце «перестройки»), когда М.С. ГОРБАЧЁВ получил докладную записку от заведующего международным отделом ЦК КПСС В.М. ФАЛИНА, в которой шла речь о том, что в архивах были найдены документы, подтверждающие связь между отправкой поляков из лагерей весной 1940 г. и их расстрелом. В.М. Фалин высказал М.С. Горбачёву свои сомнения в происхождении этих документов, но тот был иного мнения, и весть об «истинных виновниках» катынского расстрела разлетелась по миру.

13 апреля 1990 г., во время визита в Москву руководителя Польши генерала Войцеха ЯРУЗЕЛЬСКОГО было опубликовано заявление Телеграфного агентства Советского Союза о катынской трагедии, в котором говорилось: «Выявленные архивные материалы в своей совокупности позволяют сделать вывод о непосредственной ответственности за злодеяния в Катынском лесу БЕРИИ, МЕРКУЛОВА и их подручных. Советская сторона, выражая глубокое сожаление в связи с катынской трагедией, заявляет, что она представляет одно из тяжких преступлений сталинизма».

27 сентября 1990 г. Главная военная прокуратура приступила к расследованию уголовного дела по факту убийств в Катыни, но в 2004 г. оно было прекращено со ссылкой на смерть обвиняемых. Как и все материалы дела, соответствующее постановление являлось секретным, поскольку, по утверждению властей, содержало сведения, составляющие государственную тайну. Поэтому материалы расследования не были доступны заявителям.

24 октября 2004 г. Хамовнический суд Москвы отклонил жалобу родственников расстрелянных польских офицеров на отказ Главной военной прокуратуры в политической реабилитации погибших. После этого польское правительство объявило о том, что оно организует иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге от 800 тыс. родственников погибших поляков, сумма компенсации должна была составить 100 млрд евро. Однако подать в суд на Россию в 2008 г. согласилось только 12 семей убитых полицейских и военнослужащих польской армии, военного врача и директора начальной школы (дело «Янович и другие против России»), которые потребовали выплатить им 2 млрд евро.

Суд продлился 4 года, в нём приняли участие сотни экспертов. В разгар процесса 26 ноября 2010 г. Государственная Дума России (несмотря на протесты коммунистов) приняла заявление «О катынской трагедии и её жертвах», в котором говорилось, что: «Катынское преступление было совершено по прямому указанию И.В. Сталина и других советских руководителей». Однако поляки не смогли предоставить практически никаких доказательств вины российской стороны. Документы, предъявленные Россией, также не вызывали доверия. Так, например, на них стояла печать ЦК КПСС, хотя это название партии появилось только в 1952 г.

В результате 18 июня 2012 г. Европейский суд признал лишь сам факт расстрела польских пленных. 12-ти участникам процесса с польской стороны была присуждена компенсация в размере 5 тыс. евро каждому на покрытие судебных издержек, а вопрос о том, кто это сделал, так и остался открытым.

С.А. CАФОНОВ, к.и.н., доцент кафедры истории России

Похожие материалы