Пушкин заглянул в СФУ

Рубрику ведёт Настя РЕПИНА

Жизнь общежитий, как известно, не ограничена одним бытом. Помимо дискотек, весёлых мероприятий и спортивных соревнований иногда здесь можно найти и уголки просвещения. В этот раз один из таких уголков был создан в общежитии № 20. Выставка личной коллекции М.М. РАКИТИНОЙ «Мой Пушкин» питала души местных жителей и всех желающих целых десять дней, с 13 по 23 марта.

Идея устроить выставку на базе своего общежития возникла у студсовета и тьютора Ольги Николаевны ГОРОДОВОЙ ещё два года назад. Так как в общежитии № 20 живут представители многих национальностей, в планах было создать музей межнациональных культур. Был даже разработан специальный проект (его создателем стала Кристина ЦИРИС), но из-за недостатка компетентности и отсутствия достаточного количества времени проект отложили. И решили для начала пригласить человека, имеющего не только опыт в музейном деле, но и качественный материал для создания выставки. Этим человеком оказалась Маргарита Митрофановна Ракитина, в прошлом коллега и учитель Ольги Николаевны.

Маргарита Митрофановна не без удовольствия согласилась предоставить свою коллекцию репродукций А.С. Пушкина, которую собирает с 1950 года. За шестьдесят лет она накопила огромное количество не только репродукций, но и аудио-, видеоматериалов, книг с произведениями Пушкина и о нём самом. Одних иллюстраций в запасе у Маргариты Митрофановны более двух тысяч, поэтому на подготовку

материала для нашей выставки у неё ушло около трёх месяцев. В итоге было выбрано 696 лучших репродукций, иллюстрирующих историю жизни русского поэта.

Маргарита Митрофановна Ракитина по образованию учитель русского языка и литературы и историк. Работала преподавателем в различных учебных заведениях, а в последние 10 лет до ухода на пенсию (в 75 лет) занимала должность директора музея «Быт времён Сурикова» в школе № 1. Музейному делу Маргарита Митрофановна обучалась самостоятельно: несколько лет выписывала журнал «Советский музей», в котором публиковались обучающие статьи.

На избитый вопрос «с чего всё началось?» рассказывает такую историю: «Когда я училась в школе, Красноярск ещё не имел ни выставочных залов, ни художественных галерей. И вот в 1950 году в наш город приехала художественная передвижная выставка. До того момента я ни разу не видела картин вживую. Там было много великолепных работ, но меня поразила картина «Пушкин и Бенкендорф» художника А.В. КИТАЕВА. Изучая литературу в школе, я считала, что все поэты одинаково чудесны и знамениты, а когда глянула на картину, мне показалось, что Пушкин — нечто особенное. Меня прямо-таки потянуло в 19 век!».

В послевоенные годы получить доступ к любого рода информации было не так легко, как сегодня, а ещё труднее это было сделать живущей в провинции девочке-подростку из бедной семьи. Поэтому Маргарита начинала свой путь коллекционера с малого: покупала тематические открытки и подбирала на улицах выброшенные фантики из-под шоколадок с изображениями внезапно полюбившегося поэта. Однажды, проходя мимо книжного киоска, увидела в витрине большую книгу под названием «Венгерская живопись 19 века» за 25 рублей (сумасшедшие деньги по тем временам). Побежала домой и стала умолять маму дать ей денег на книжку. «Спасибо маме, — говорит Маргарита Митрофановна. — Она была учителем и понимала, как это важно — питать душу. Важнее хлеба! И купила мне книгу». После данного эпизода любовь к золотому веку навсегда укрепилась в сердце девочки.

Вручение благодарственного письма от ректора СФУ

Вручение благодарственного письма от ректора СФУ

Местом для размещения выставки выбрали кабинет студсовета, который представляет собой три небольшие комнаты, поэтому вошла лишь одна треть всей коллекции. Но несмотря на это экскурсии длились по пять, а то и по шесть часов. Маргарита Митрофановна без преувеличения в состоянии стоять и рассказывать о каждой репродукции часами. Репродукции, представленные на выставке, — в большинстве своём портреты писателя и тех людей, которые так или иначе были с ним связаны. А также изображения тех мест, где он учился, проводил ссылку, путешествовал. Увы, не были представлены такие блоки, как «великосветское общество», «пушкинский Петербург», «друзья А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин в Болдино», сценарии пушкинских вечеров и творчество поэта — всё это Маргарите Митрофановне пришлось оставить дома.

За время существования выставки её посетили не только русские, но и многие иностранные студенты. Сюда были приглашены и тьюторы всех общежитий, и сотрудники СФУ, и председатели студсоветов общежитий. По мнению организаторов, на выставку должны были прийти люди, которым это интересно и близко. Судя по трогательным и восторженным отзывам в журнале Маргариты Митрофановны, так оно и случилось.

Похожие материалы