Читать подано
Топ-5 обязательных к прочтению книг

«Новая университетская жизнь» расспросила преподавателей кафедр русской и зарубежной литературы и журналистики ИФиЯК СФУ (кому как не им знать толк в чтении) — о книгах современных авторов, которые, по их мнению, должен прочесть каждый.

Наши специалисты оставили за скобками классическую литературу (при этом не скрывали сожаления) и попытались выбрать сравнительно недавние издания. Кто-то рассказывает о литературе художественной, кто-то отдаёт предпочтение жанру literary non-fiction. Эти книги помогают достроить и обновить картину мира современного человека. Большинство из названных авторов — выдающиеся современные писатели, исследователи и популяризаторы научного знания в весовой категории «больших идей». Важно и то, что они смотрят на ключевые человеческие и общественные вопросы с разных сторон.

Екатерина Игоревна ШЕВЧУГОВА, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы

1. Л. Улицкая, «Даниэль Штайн, переводчик». Серьёзная (и увлекательная) книга, чтение которой требует большой душевной работы.

2. М. Гиголашвили, «Чёртово колесо» (1994). Несмотря на увесистость тома, читается на одном дыхании. Несмотря на зло, зло и зло, которого здесь очень много, читать стоит, потому что это роман о том, что будет, если молодой человек привык говорить соблазнам «да».

3. Ю. Буйда, рассказы (например, «Химич», «Сон самурая»). Казалось бы, снова о загадочной русской душе. Снова, но как-то по-своему. Грустно-светло.

4. В. Крапивин, «Тополята». Неодно­значная книга, не совсем «крапивинская», о том, как детям бывает сложно и часто страшно сейчас, в современном мире.

5. А. Ким, «Сбор грибов под музыку Баха». Закрученный, заверченный роман-мистерия. Будете читать — параллельно слушайте указанные автором произведения И.-С. Баха: впечатление усилится многократно.

Наталья Валерьевна КОБЕЦ, преподаватель кафедры журналистики

1. Д.Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке». На каждой странице — шок! открытие! Невероятно! Увлекательно! Свежо!

2. Я.И. Перельман, «Занимательная физика». Идеальное чтение для тренировки ума, давно ставшее классикой, но не утратившее своей актуальности.

3. Г.С. Альтшуллер, «Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач». То, о чём говорится в этой книге, сейчас бы назвали модными словами «инноватика», «креатив» и «форсайт».

4. Р.Т. Кийосаки, «Бедный папа, богатый папа». Парадоксальная книга о деньгах и управлении финансами. Самое интересное — она работает!

5. Ларри Кинг, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно». Некоторые любопытные соображения от мастера разговорного жанра. Приобретает особую ценность, если читать, заглядывая (хотя бы) в Википедию, — кто все эти люди?

Дарья Александровна УСТЮЖАНИНА, старший преподаватель кафедры журналистики

1. Умберто Эко, «Маятник Фуко». Роман о том, как созданные разумом химеры начинают жить собственной жизнью. У любой даже самой абсурдной или абстракт­ной идеи найдутся сторонники, готовые за неё на все. Даже если эта идея родилась как чья-то фантазия.

2. Виктор Пелевин, «Generation П». Мне кажется, это один из главных романов
90-х. Его нужно читать, чтобы понимать, каким становился тогда новый российский человек и в каком мире он жил. Только, конечно, с поправкой на постмодернизм.

3. Людмила Улицкая. «Зелёный шатёр». Роман о советских диссидентах, о судьбах людей, решившихся идейно противостоять советскому государству. Кто-то решился взять на себя ответственность, кто укрылся от всего за бытом, кто-то оказался раздавлен и сломлен. Сама Улицкая называет книгу предостережением для тех, кто испытывает ностальгию по советскому прошлому.

4. Джонатан Лителл, «Благоволитель­ницы». Вторая мировая война глазами офицера СС. Война во всей её чудовищности и ещё одна попытка понять, как возможны были насилие, тоталитаризм, нацизм, лагеря смерти, издевательства над людьми. Ещё одна попытка предупредить их повторение.

5. Франк Павлофф, «Коричневое утро». Короткая история про то, как люди, сами того не заметив, оказались внутри тоталитарного общества. Все началось с котов и собак неправильного цвета, а закончилось всеобщим страхом.

Кирилл Александрович ЗОРИН, заведующий кафедрой журналистики (составил топ-5 книг для будущих журналистов)

1. Элвин Тоффлер, «Метаморфозы власти». О символической экономике, причинах информационных войн и новой власти —гибкой власти.

2. Наоми Кляйн, «Nologo. Люди против брендов». Лёгкая и увлекательная монография-манифест и журналистское расследование о современном экономическом порядке. Прогноз, который сбылся.

3. Александр Бард, Ян Зодерквист «Netо­кратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма». О том, почему деньги выходят из моды, источник власти — эксклюзивное знание, а потребительское общество и критика государства — удел консумериата. Прогноз, который начал сбываться. Сложный, но интересный.

4. Иммануэль Валерстайн, «Миросис­тем­ный анализ. Введение». Как весь мир стал жить по логике рынка, и почему эта стадия конечна.

5. Норберт Больц, «Азбука медиа». Попу­лярно о том, как политика стала частью индустрии развлечений, как возникло цифровое неравенство, а масс-медиа стали подменять реальность симулякрами.

Софья Александровна АНДРЕЕВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы

1. Иэн Макьюэн «Искупление» (Atonement, 2001). Роман современного британского писателя, лауреата Букеровской премии, вступающего в перекличку с классической литературой и вместе с тем увлекающего читателя своей постмодернистской игрой. Перед читателем проходят несколько десятилетий жизни героини. Это история о невольном преступлении и невозможности искупления. Тонко выписанные реалистические детали овеяны духом мистификации: отдельные моменты жизни можно описать, но нельзя объяснить, даже «всезнающий автор» лишь скользит по поверхности событий, а факты оказываются инструментом для создания иллюзий. Реальность слишком ненадёжна, но часто именно стремление упорядочить её, сделать понятной приводит к трагическим последствиям.

2. Тони Моррисон, «Любовь» (Love, 2003). Роман американской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 1993 года. «Любовь» — это рассказ о жизни нескольких женщин, история ненависти и любви друг к другу и к человеку, который был для них отцом, дедом, мужем, другом и благодетелем. Он так и не появляется перед читателем, становясь портретом и призраком, возникая лишь в перекрещивающихся потоках сознания, воспоминаниях женщин о нём, «плохом хорошем или хорошем плохом человеке». Любовь ребёнка и чувства взрослого, любовь жертвенная и эгоистичная, восхищение и ненависть — вот из чего складывается картина жизни.

3. Кадзуо Исигуро, «Не отпускай меня» (Never Let Me Go, 2005). Роман британского писателя японского происхождения, лауреата Букеровской премии. Включён в список 100 лучших англоязычных романов по версии журнала «Тайм». Это история трёх воспитанников привилегированной школы, написанная в форме воспоминаний, которые пронизаны атмосферой недосказанности и скрытой угрозы, так что читателю нужно понять, что не так в этой, казалось бы, обычной картине мира. Книга о том, что именно делает человека человеком, о том, можно ли ценой одной жизни продлить другую, о пов­торении ошибок человеком в его жизни и человечеством в его истории. О том, как мы проходим мимо и никогда не говорим главного. О том, как мы отпускаем другого.

4. Мишель Уэльбек, «Возможность острова» (La possibilité d'une île, 2005). Роман французского писателя, лауреата Гонкуровской премии, одного из самых читаемых в мире французских авторов. Книга, речь в которой идёт как о старении героев, так и самой западной цивилизации. В свойственной ему ироничной манере Уэльбек рассказывает о комике Даниэле и его клонах, живущих в постапокалиптическом пространстве. Действие разворачивается то в наши дни, то в далёком будущем — через 2000 лет. У каждого из клонов Даниэля своё, но одинаково проникнутое непониманием представление о нём. И самая главная загадка для них — чувство любви.

5. Джулиан Барнс, «Предчувствие конца» (The Sense of an Ending, 2011). Роман одного из ведущих британских постмодернистских писателей, удостоенный Букеровской премии. Воспоминания героя о прошлом, где осталось такое, что он предпочёл бы забыть, но именно к нему его возвращают события настоящего. Книга о времени, которое меняет нас и меняется само, времени объективном и субъективном, находящемся «на внутренней стороне запястья — там, где пульс», о памяти, сохраняющей не только увиденное. Роман, рассказывающий о человеке, охваченном предчувствием конца дружбы, отношений, слов, молодости, жизни. Что мы знаем о других людях, даже очень близких, о самих себе в этом времени и вне его? Что мы можем увидеть в своём прошлом — открывшуюся истину или только очередной вариант интерпретации произошедшего?

Списки собирал Антон БУРЛАКОВ
Средняя оценка: 4.3 (проголосовало: 9)