Компетентностный подход как он есть

«Инновации в образовании: организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели выпускника» — такое название носил практический семинар для профессорско-преподавательского состава, прошедший в СФУ.

Международный эксперт-консультант в области модернизации высшей школы Елена Борисовна КАМЕНСКАЯ (Австрия) не только рассказала, что такое компетентностный подход, но и предложила конкретные шаги для его внедрения в вузе.

В рамках обмена опытом обсуждались следующие темы: «Изменение парадигмы организации самостоятельной работы студентов», «Планирование и организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностной модели: ключевые вопросы», «Обеспечение и постоянное улучшение качества учебного процесса».

— Традиционный подход был ориентирован на передачу знаний от преподавателя студенту, — говорит Каменская.— Принципиальное значение имел вуз, количество часов, занятий. Учебный процесс сводился к лекциям и семинарам, преподаватель и студент должны были вместе провести определённое количество часов согласно учебному плану, и потом студент получал диплом.

Сейчас подход полностью изменился. Если раньше в центре внимания был преподаватель, который передаёт знания студенту, то сейчас студент — основное действующее лицо. Задача преподавателя заключается не в том, чтобы проследить, какое количество времени студент пробыл в аудитории, а выстроить учебный процесс таким образом и создать такую обучающую среду, чтобы постепенно передать ответственность за результаты обучения самому студенту.

Сейчас меняется соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы. По рекомендациям ректоров в Швейцарии 30% времени отводится на аудиторную работу и 70% — на самостоятельную, в немецкоязычных вузах соотношение 40 на 60 соответственно.

Самое главное, что вся модель нацелена на выстраивание целостной системы, в рамках которой сформулированные компетенции, стратегия обучения, методическое обеспечение, организация самостоятельного обучения студента, выстраивание системы оценивания формирования компетенций представляют собой единое целое. Если выпадет какое-либо звено, то система не будет функционировать.

Елена Борисовна отметила, что для перехода к модели преподавания, ориентированной на результаты обучения, необходимо вовлечь коллектив на всех уровнях. Наиболее эффективной оказывается так называемая каскадная система. Для этого в вузе создаётся экспертная группа из числа преподавателей, которые сами для начала проходят обучение, а затем обмениваются опытом с другими сотрудниками и работают с молодыми педагогами. Вовлекаются в обучение и студенты. Очень часто в рамках одного университета слабо налажена коммуникация, и в одном институте могут не знать, какие передовые технологии используются в другом.

Соотношение аудиторной нагрузки и самостоятельной работы студентов должно меняться!

Отдельным блоком на семинарах говорилось о взаимодействии преподавателей и студентов, об эффективной поддержке учебной деятельности. Преподаватель также должен помогать студенту в управлении временем. Помимо процесса обучения у студента есть обязательства по заполнению так называемых отчётных документов. Например, после встреч с преподавателем делается запись в студенческий портфель.

Преподавателей очень интересовал зарубежный опыт взаимодействия школ и университетов (кстати, с сентября 2014 года СФУ занимается разработкой компетентностного подхода в школах).

В завершение Каменская отметила, что система высшего образования не может быть застывшей. Лучшие результаты, которые накоплены на сегодняшний день, нужно применять для её совершенствования, а для этого необходимо, прежде всего, модифицировать подход к выстраиванию учебного процесса.

Соб. инф.