Про слона,

или Необходимость использования мирового опыта


Константин ЛОБАНОВ — убеждённый сторонник использования всех последних достижений геологической науки на практике, при проведении разведки месторождений. В частности, он считает, что необходимо как можно быстрее ликвидировать отрыв от мировой практики поисковых работ на некоторые типы полезных ископаемых, который сформировался за последние десятилетия. Именно с этой целью при каждом посещении родного города международный эксперт старается читать в своей альма-матер лекции, посвящённые этой тематике.

Представляя лектора слушателям, директор ИГДГиГ Владимир Макаров подчеркнул, что Константин Васильевич — один из успешных выпускников института, член профессионального сообщества Institute of Materials, Minerals and Mining, имеет статус Competent Person и как эксперт в области различных геолого-промышленных типов месторождений работает геологом-консультантом с западными горно-геологическими компаниями.

На этот раз лекция была посвящена процессу формирования месторождений на примере современных гидротермальных систем. Интерес слушателей подогревал и тот факт, что недавно Лобанов побывал в месте функционирования одной из них —Йеллоустонском национальном парке, о котором ещё в начале этого года говорили как о самой взрывоопасной «горячей точке» Земли...

На примере Йеллоустонской кальдеры К.В. Лобанов показал вариант современной рудообразующей гидротермальной системы, в которой активно циркулируют горячие растворы, образуя на поверхности разноцветные термальные озёра, кипящие грязевые котлы, шумные фумаролы и фонтанирующие на десятки метров вверх гейзеры. Вся эта гидротермальная феерия непосредственно связана с проявлением на поверхности Земли грандиозного природного явления — термохимического плюма. Он имеет глубинную природу и, как считает сейчас большинство учёных-геологов, зарождается в недрах Земли на границе ядра и мантии. Упрощённо механизм его действия часто сравнивают с газовой горелкой на глубине около 3000 км, которая, прожигая вышележащие толщи, проявляется на поверхности в виде «точек» с активной вулканической деятельностью. Самым известным примером такой современной «точки» являются Гавайские острова, площадь которых постоянно увеличивается прямо «на глазах» в результате излияния базальтовых потоков как на поверхности, так и под водой. Другим таким примером как раз и является Йеллоустонская «горячая точка», которую часто и не без основания называют «супервулканом».

Следствием магматической активности плюма являются многочисленные гидротермальные проявления. Причём эти гидротермы не просто красиво фонтанируют — они изменяют прилегающие к ним горные породы и выносят наверх различные ценные компоненты. Они-то в первую очередь и интересуют геологов. Но начиная изыскания, надо очень хорошо представлять — что и где искать? Именно поэтому так интересны для геологов современные гидротермальные системы типа Йеллоустонской. Здесь они могут непосредственно наблюдать и исследовать «живой» процесс рудообразования, чтобы использовать полученные знания при поисках аналогичных древних систем — месторождений.

Что касается теории плюмов, то, несмотря на свою относительную молодость, она уже имеет значительное число сторонников и в настоящее время совместно с теорией тектоники плит составляет основу геологических и, что особенно важно, металлогенических построений. Красной нитью через всю лекцию проходила мысль о том, что именно через призму этих двух основополагающих теорий необходимо рассматривать геологические особенности месторождений, закономерности их размещения в пространстве и времени. Что уже и используется успешно при проведении поисково-разведочных работ во всём мире, в значительной мере обеспечивая успехи западных геологов по открытию в последние десятилетия многих месторождений на всех континентах.

— Помните известную древнеиндийскую притчу, когда трое слепых описывали, как выглядит слон? — спрашивает Константин Васильевич. — Так и геологи: имеют дело с какими-то отдельными проявлениями месторождения, по которым необходимо выстроить цельную картину, чтобы понять его промышленную значимость. Именно поэтому необходимо в своей работе использовать весь объём знаний, полученный мировым геологическим сообществом. В геологии не редкость, что какой-либо тип месторождений, изучением которого занимаются геологи в одном из регионов, уже хорошо изучен в других частях света, и использование этих знаний может значительно увеличить эффективность работ. Поэтому давайте смотреть шире, так как Земля — одна наша общая лаборатория и объект исследования.

О том, насколько тема актуальна, сказал и Владимир Александрович Макаров: «Сейчас мы ведём поисковые работы в районе Горевского месторождения. А месторождения такого типа довольно хорошо изучены в мире, по ним уже созданы поисковые модели, которые надо знать, чтобы грамотно вести поиски, чётко понимая, как оно образуется и как должно выглядеть. Так что самое время, обобщив мировой опыт, актуализировать свою поисковую парадигму».

Любовь ГАБЕРБУШ
P.S. А про опасность Йеллоустоунского супервулкана Константин Васильевич сказал, что последний раз он извергался 640 тыс. лет назад, перед этим ещё дважды — 1300 тыс. и 2300 тыс. лет назад. Т.е. периоды его активности сменяются продолжительными периодами спокойствия, в котором мы его сейчас и наблюдаем. Зато вулкан даёт много возможностей для спекуляций на эту тему.

Похожие материалы