Письмо-размышление
ПОБЕДИТЕЛЯ КОНКУРСА

Редакция обратилась к победителю конкурса «Студенческий выбор» Григорию Емцову с просьбой рассказать о своих впечатлениях от участия в событии. Как человек творческий, Григорий Николаевич не просто написал текст, а изложил свои мысли в форме витиеватого письма. Надеемся, и адресату, и изысканной публике чтение доставит удовольствие.

Его превосходительству, ректору Сибирского федерального университета

Милостивый государь Евгений Александрович!

С величайшим воодушевлением принялся я за перо, дабы выразить Вам свои чувства и впечатления от того удивительного приключения, в коем мне выпала честь участвовать нынешней весною. Речь идёт о конкурсе «Студенческий выбор», так своевременно придуманном нашими студентами и так отменно ими же организованном. Но обо всём по порядку.

Размышляя об этом, без преувеличения, важном для нашего университета событии, я неизменно приходил к одним и тем же вопросам — необходим ли подобный конкурс в высшем учебном заведении? А если нужен, то кому более всех?

Спешу Вам признаться, Евгений Алек­сандрович, сам я до сих пор не утвердился во мнении по существу названных мною вопросов. Точнее, по первому вопросу пребываю в полном единодушии с собою, ибо никаких сомнений тут быть не может — студенческое начинание сие заслуживает всяческой поддержки и продолжения! А вот в вопросе, в чём наиважнейшая ценность конкурса, у меня сложилось как минимум три точки зрения. Постараюсь изложить их Вам, насколько мне это удастся.

Первая сторона, чрезвычайно заинтересованная в подобном выборе, есть профессорско-преподавательский коллектив. Прежде всего те талантливые учителя, которые исполняют свой долг с душою, честно отдавая всего себя научному и педагогическому служению. Мы будем тысячу раз правы, ежели заявим вслед за нашими соотечественниками, что поощрение столь же необходимо гениальному педагогу, сколь необходима «канифоль смычку виртуоза».

Конкурс, проведённый весной текущего года, оказался в этой связи как нельзя кстати! И в нём, как мне представляется, почётно даже не завоевание первого места в конкурсе, а само участие в нём. Ведь первоначальное избрание достойных кандидатов осуществлялось самими студентами, которые опирались исключительно на свои собственные предпочтения и представления о том, каким должен быть образцовый преподаватель. А по сему уже само упоминание имени отдельных преподавателей, кои были избраны в процессе анкетного опрашивания студентов, стало без преувеличения знаком профессионального и педагогического мастерства их.

Откровенно Вам признаюсь, милостивый государь, что равным образом испытал я чувства волнения в данном конкурсе дважды — в ту минуту, когда Вами были оглашены его результаты, и Вы вручили мне диплом первой степени, и в то мгновение, когда сами студенты поведали мне, что я оказался в числе лучших преподавателей Юридического института и выдвинут на университетский этап конкурса. Оказаться в ряду уважаемых мною коллег, чей талантливый труд у меня всегда вызывал и вызывает восхищение, — вряд ли можно представить более достойную награду для труженика университетской кафедры!

Вместе с тем не могу не отметить одного немаловажного обстоятельства, которое значительно повлияло на общие итоги конкурса. Выбирая своего лучшего преподавателя, студенты зачастую оказывались между Сциллой и Харибдой. Ведь им приходилось выбирать между педагогами, владеющими разными стилями преподавания — «академичным» и «театральным», «авторитарным» и «вольнодумным». Согласитесь, нельзя утверждать, какой из них более правильный и соответствует нормам университетского обучения. Во-первых, методика обучения должна быть разной, поскольку удивительным разнообразием отличается сама наша жизнь и окружающий нас мир. А во-вторых, правильным будет тот стиль преподавания, который соответствует личности и характеру Учителя.

Учение наше пошло бы всё прахом,

И рухнули б все грандиозные планы,

Коль стала б терпенью учить Обезьяна,

А быстрым манёврам, увы, Черепаха.

Обобщая высказанную мысль, намереваюсь предложить студентам нашего замечательного университета в будущем году ввести номинации в конкурс «Студенческий выбор», дабы избежать печальной ситуации, когда многие блестящие педагоги — лучшие в своём стиле преподавания — окажутся без заслуженного признания. Смею надеяться, что моя скромная инициатива будет принята во внимание и найдёт своё воплощение!

Как было отмечено мною выше, не только преподаватели весьма заинтересованы в подобном конкурсе студенческого признания. По моему глубочайшему убеждению, существование в университетской практике студенческого рейтинга профессиональной популярности преподавателей положительным образом отражается и на самих студентах. Право, трудно представить более простой и надёжный способ расспросить учащееся сообщество, кто из профессорско-преподавательского коллектива действительно заметно помогает и содействует освоению будущей профессии, а чей педагогический подход не даёт ожидаемых плодов.

Слышал, нынче поколенье слабо тянется к ученью.

Ну, а раз студент не учит, то диплом он не получит…

Но знакомы нам моменты, где Учитель брал студентов

И, родить чтоб рвение, сперва рождал хотение!

Можно ли возразить мудрому утверждению, что преподаватель в университете есть «проводник между студентом и его будущей профессией»? И ежели одним студентам удаётся с полуслова понять предмет, то некоторым нужно стараться доносить его по нескольку раз. Потому как не только у учителя есть свой стиль преподавания, но и у каждого студента, как Вам известно, есть свой стиль обучения, обусловленный его личной природой, характером и воспитанием.

И чем больше в университете преподавателей, умеющих подбирать разные методы обучения к разным студентам, тем увереннее и быстрее студенты осваивают профессию.

Помимо прочего, славный дух состязания, коим охватываются институты во время любого конкурса, способствует укреплению корпоративного профессорско-студенческого единства. Оказывая всестороннюю поддержку любимым педагогам, студенты делают ещё теснее и крепче нити, связывающие их.

И наконец, считаю необходимым высказать своё убеждение в том, что конкурс «Студенческий выбор» чрезвычайно важен и нужен нашему университету. Полагаю, что Вы, Евгений Александрович, найдёте ещё больше веских аргументов в пользу этого утверждения, и мои доводы лишь совпадут со многими из Ваших. Но я их всё же озвучу. Хотя бы для того, чтобы самому лицезреть их со стороны…

Итак, все мы стали свидетелями того, как в отечественном образовании «век нынешний» сменил «век минувший». Отныне классическое получение «профессии», когда студенты в университете получали редкие и мало доступные знания, уступает место приобретению ими «опций», необходимых для успешной реализации их личных планов и проектов. Время «общих образовательных программ» сменяется временем «индивидуальных образовательных траекторий». Помилуй Бог! Какую интереснейшую пищу для размышлений дают нам разного рода исследования на тему профессий будущего. В их числе «Атлас новых профессий», разработанный нашими коллегами учёными из Сколково. Так вот, продолжая свою нить рассуждений, осмелюсь утверждать, востребованным становится как раз преподаватель, способный слышать запросы и потребности студентов и мгновенно реагировать на них, корректируя свою программу и преподнося свой предмет в нужной для студентов «комплектации».

При этом Учитель, умеющий чувствовать вектор личностного и профессионального развития студента и отвечать на ещё не заданные им вопросы, становится наиболее полезным для высшего образования. Таковы мои умозаключения на сей счёт!

Вы спросите меня, как узнать, кто из преподавателей обладает такими умениями и навыками? Увы, к сожалению, у меня нет пока готовой технологии их поиска или подготовки… Но если бы мне пришлось стать одним из разработчиков подобной программы, то в качестве первого инструмента оной я бы взял, вне всякого сомнения, студенческий конкурс по выбору лучших преподавателей.

Завершая своё послание, хочу пожелать Вам, Евгений Александрович, чтобы в скором времени российские студенты организовали конкурс «Студенческий выбор вуза», и Сибирский федеральный университет с большим преимуществом одержал в оном победу! Все предпосылки у нас для этого есть!

Столичный вуз и вуз провинциальный…

Давно уже нет разницы меж ними.

Уже сейчас Сибирский федеральный

Лидирует в сравненьи с остальными!

Остаюсь всегда Ваш, преподаватель Юридического института, доцент кафедры истории государства и права Григорий Николаевич Емцов